Развитие автобусного движения дало толчок дорожному строительству в городе.
Несмотря на огромную популярность, новый для свердловчан вид общественного транспорта – автобусы – поначалу развивался очень тяжело. Как и в ситуации с трамваями, не хватало подвижного состава. Заграничные стоили дорого, а в нашей стране автобусы только начали выпускать. Более того, многие горожане были крайне недовольны качеством обслуживания во время поездок.
О том, как автобусное движение помогло заасфальтировать дороги города, почему на несколько лет этот вид транспорта стал только пригородным, а также о самых распространенных жалобах горожан на автобусников, в спецпроекте «Е-транспорт».
Стройка проходной Уральского турбинного завода, 1938-1939 годы. ФОТО: 1723.ru Турбомоторный завод. Часть 1 |
Свердловск разрастался, строились заводы. Однако автобусное движение развивалось крайне медленно. Имеющиеся машины быстро изнашивались из-за неблагоустроенных дорог и постоянных перегрузок. На новые не было денег. Так, в 1929 году в Уральской области насчитывалось 47 автобусов, в Свердловске – 27. Конечно, это очень мало, хотя в тот период в целом в СССР было 1968 единиц, в РСФСР их число вообще сократилось до 725.
В 1929 году в Свердловске было 27 автобусов. ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет» |
«Немало безобразий творится на линии город - Шарташ. В праздничные и выходные дни рабочие и служащие массами направляются в Шарташ. Между тем, автобусное движение обычно на эту линию дает одну, максимум две машины. В результате, пишет товарищ Михо, на конечных остановках всегда огромные очереди. При посадке дело нередко доходит до рукоприкладства», - говорилось в одном из материалов «Уральского рабочего» от 13 июля 1930 года.
Перекресток Ленина-Пушкина начала 1930-х годов. Справа 1-й дом горсовета (пр.Ленина, 36). |
ФОТО: взято с сайта 1723.ru из раздела Ностальгия по Свердловску -6 |
Нерегулярность движения автобусов и нехватка машин негативно сказывались на работе свердловчан и темпах строительства крупных предприятий города:
«Автобусное движение срывает постройку Уралмашстроя. В очередях на линии Уралмашстроя рабочие простаивают по 4-5 часов», - писал «Уральский рабочий» 3 июля 1930 года.
Горожан не устраивало то, что автобусы передвигались не по расписанию. Также они жаловались на грубость обслуживающего персонала, обсчет и даже пьянство шоферов.
Проспект Ленина, 1930-е годы. ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody |
Большие надежды возлагались на электрический транспорт, который был запущен в ноябре 1929 года. В связи с этим в начале 1930-х все автобусы перевели на обслуживание пригорода.
К 1934 году сложилась следующая сетка пригородных маршрутов: поселки Уктус, Нижнеисетск, Арамиль, Сысерть, Никольское, Верхняя Пышма (Медный рудник), Березовский, Широкая речка.
«На углу Щорса и Чапаева была построена автобусная станция с кассой по продаже билетов. Изначально управление автобусного движения располагалось на Уктусской, 18. В 1927 году оно переехало на Чапаева, 7, в помещение с гаражом, двумя стоянками и ремонтными мастерскими. К концу 1930-х началось строительство гаража на 134 автобуса на Щорса. К этому времени в городе проживали примерно 260 тысяч человек», - говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом и общим вопросам ЕМУП «МОАП» Ирина Никитенко.
Начало мощения улиц Свердловска. ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет» |
Развитие автобусного движения дало толчок дорожному строительству. По данным книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», в 1931 году началось мощение западной части проспекта Ленина, между улицами Вайнера и Московской.
ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody |
Для самостоятельного изготовления брусчатки в Москве были получены и установлены на каменоломнях специальные брусчаточные машины, вскоре появилась и другая техника для благоустройства улиц — асфальтобетонные агрегаты, машины-катки. После того как преобразился центр Свердловска, работа продолжилась и на прилегающих улицах. Затем переместилась ближе к окраинам. Так, весной 1932 года была заменена брусчаткой колотая пешка на улице Красноармейской.
Автобусное предприятие 1930-х годов. ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет» |
Несмотря на заметные улучшения в сфере благоустройства города, уровень жизни свердловчан оставался крайне низким. Люди жили в основном в каркасных домах, бараках, подвалах и даже землянках. Благоустроенное жилье для рабочих и служащих составляло небольшой процент. Обеспеченность жильем составляла 4,1 кв. метр на человека.
Дом Горсовета №5. Ул. Вайнера, 9а. ФОТО: архитектора Стрекопытова Ю.А. |
взято с сайта 1723.ru из раздела «Ностальгия по Свердловску. Часть 15-1» |
«Сложным оставалось материальное положение горожан. Плохо обстояло дело с питанием. Даже при карточной системе только четвертая часть горожан получала по карточкам хлеб, мясные продукты. Остальные вынуждены были покупать их в коммерческих магазинах, где 1 кг пшеничного хлеба стоил 4 рубля, мяса - 16-18, колбасы - 25, масла - 45 рублей. И это при средней зарплате 125 рублей в месяц. В последующие годы реальная зарплата существенно не увеличилась. В отличие от трудящихся, зарплата секретарей обкомов в конце 1930-х составляла от 1,1 до 2 тысяч рублей, горкомов - от 900 до 1700 рублей. Свердловская номенклатура имела благоустроенные квартиры, дачи, спецбольницы, дома отдыха, санатории. Более того, элита не имела проблем с продуктами. Их она приобретала через спецмагазины в достатке и по низким ценам», - говорится в книге: «Екатеринбург. Исторические очерки (1723 - 1998) - Екатеринбург, 1998).
С 1934 года парк начал пополняться автобуса отечественного производства марки «ЗиС-8» и «ЗиС-16» |
В конце 1930-х началась перестройка системы организации автобусного движения. Создавались, переименовывались тресты, управления, базы. С 1934 года автобусный парк начал пополняться автобуса отечественного производства марки «ЗиС-8» и «ЗиС-16». Данные модели могли разгоняться до 60-и километров в час. «ЗиС-8» вмешал в себя 29 человек. Пассажир мог иметь при себе ручную кладь, вес которой не должен был превышать пяти килограммов.
Александровский проспект (улица Декабристов).ФОТО: «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет» |
«Я поступила на работу 10 марта 1937 года. Предприятие тогда называлось «автобаза Автогужтреста» и находилось на Челюскинцев, 23 (впоследствии из-за появления новых домов номер здания изменился на 35). Автобусов в нашем гараже вообще не было. Они стояли на Чапаева, 7. Там же находились ремонтные мастерские. Лошади и гужевой транспорт помещались во дворе на Вайнера, 16. С осени 1939 автобусы с Чапаева перевели к нам, на Челюскинцев. Правда, их было очень мало. А марки помню - «ЗиС-8», «ЗиС-16» и маленькие автобусики «ГАЗ», которые выходили на работу с собственными бригадами грузчиков. В конце 1930-х шоферов часто брали на военные сборы вместе с машинами. Таким образом база работала до самого начала войны», - вспоминает один из ветеранов автобусного транспорта Анастасия Филиппова.
ФОТО: Ф. Кислова, с сайта fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody |
По словам Ирины Никитенко, сегодня у водителей автобусов имеются путевые листы. Ранее это были допуски, в которых прописывалось, куда шофер мог ездить и по какому направлению.
По состоянию на 1 января 1940 года Свердловская автотранспортная контора имела 48 грузовых автомобилей, 20 грузовых таксомоторов, 36 автобусов, 9 легковых таксомоторов.
ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody/ |
Следующий материал спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт» посвящен трамваям. Из него вы узнаете об уникальном голубом экспресс-вагоне, внешнем виде трамвайщиков, а также о том, почему они стали массово увольняться.
Схема опубликована в книге: «Екатеринбург - человек и город». |
С.Н.Волков. 1997 год. Тираж 900 экз. Взято с сайта 1723.ru |
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесь, здесь, здесь, трамвайного –здесь, здесь и здесь.
Просмотров: 28190
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Владислав Бурнашев