Водители трамваев спали по 30 человек в комнате и выходили замуж за гаишников.
После окончания войны население Свердловска резко увеличивалось, а денег на развитие трамвая катастрофически не хватало. Многие вагоны «спали» на улицы, новые рельсы прокладывали сами горожане, а водители электротранспорта после тяжелой смены ютились по 30 человек в одной комнате. Жутка давка была и в самом транспорте. Огромные толпы людей не могли поместиться даже в трех вагонах.
О трамвайных избушках на курьих ножках, народной стройке новых маршрутов и десятках писем от рассерженных горожан в адрес властей и электротранспортников, продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».
![]() |
Трамвай серии серии «X» едет по улице Толмачева. ФОТО: обычный-свердловск.рф |
В годы пятой пятилетки (1951-1955 года), когда страна приняла курс на развитие народного хозяйства и тяжелой индустрии, в Свердловске решили начать строительство камвольного комбината, листопрокатного завода, предприятий товаров народного потребления и общепита. Это означало, что горожане будут еще больше и чаще пользоваться общественным транспортом. К тому же в годы войны в нашем городе построили много новых заводов и рабочих поселков, которые надо было связывать с остальной частью Свердловска.
![]() |
Вагоны серии «X» едут по Свердловску. ФОТО из книги Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет |
Ситуация усугублялась ростом населения. Ранее эвакуированные жители уезжали, но в Свердловск постепенно возвращались фронтовики. По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), к 1949 году население Свердловска увеличилось на 90 тысяч человек.
![]() |
«Ностальгия по Свердловску. Часть 16» Транспортная серия, 1723.ru |
В таких условиях решено было обратиться к методу народной стройки. В мае 1948 года коллектив Уральского турбомоторного завода через газету» Уральский рабочий» обратился я к трудящимся всех предприятий с призывом построить в свободное от основной работы время трамвайные линии, которые бы соединили их рабочий поселок с городом.
![]() |
Здание облисполкома. Пр. Ленина, 32-34. Архитектор Захаров С.В. ФОТО с сайта 1723.ru |
«На призыв откликнулись более 100 тысяч человек. Каждому предприятию был отведен участок по прокладке нового маршрута. Коллективы сами выполняли земляные работы, укладывали шпалы и рельсы. В среднем каждый отработал по одному дню. Было поднято 35 кубометров земли, уложено более 10 тысяч шал и 600 тонн рельсов. Предприятия изготавливали необходимое для монтажа оборудование», - сообщает книга «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
![]() |
«Ностальгия по Свердловску. Часть 36», сайт 1723.ru |
Серьезно в этой народной стройке отличились электрики Свердловского трамвайно-троллейбусного управления. Они выполнили весь монтаж за 10 дней. 22 ноября 1948 года новый городской маршрут №10 «Эльмаш-Уралмаш» был запущен. Пять первых поездов под звуки оркестра провезли по новым рельсам счастливых строителей. На новое направление был переведен и маршрут №2 «ВИЗ-Эльмаш». В том же году открыли линию №9 «ВИЗ-Мясокомбинат».
![]() |
Рабочий поселок на Уралмаше, «Ностальгия по Свердловску. Часть 9», сайт 1723.ru |
Улучшилось положение с энергосбережением. С 1950 по 1954 годы запущены четыре новые тяговые подстанции. Была создана передвижная лаборатория для испытания кабельных воздушных линий.
![]() |
Землянки строителей Уралмаша, «Ностальгия по Свердловску. Часть 36», сайт 1723.ru |
«Раньше оборудование для испытаний грузили в обычную автомашину и вывозили на место, где делали наладку. Затем появилась идея создать лабораторию на колесах. Нашли брошенный автобус, восстановили его. Электромонтер Николай Трушков, у которого золотые руки, полностью оборудовал в нем высоковольтную лабораторию, наша самоделка работала очень долго. Своими силами создали химлабораторию и уже не приходилось отдавать на анализ трансформаторное масло, заказывать анализ воздушной среды подстанции», вспоминает бывший начальник цеха по ремонту оборудования тяговых подстанций Валерий Зайцев на страницах газеты «Электропуть».
![]() |
«Ностальгия по Свердловску. Часть 34», сайт 1723.ru |
Пассажиропоток рос. Так, если в 1946 году электротранспортники перевезли 81,3 млн человек, то в 1951 году этот показатель достиг отметки 122,253 миллиона пассажиров. Транспортники решили изучить заполняемость маршрутов, частоту поездок, наиболее популярные остановки. Провели оптимизацию сети: изменили количество вагонов на тех или иных линиях, перенесли некоторые остановки, но транспортную ситуацию это не улучшило. В редакции газет поступали десятки писем от рассерженных свердловчан.
![]() |
Остановка на Малышева-Мира, 1947 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф |
«Принятые по результатам изучения пассажиропотока меры были явно недостаточными. По-прежнему в вагонах давка, на остановках толкучка, всем желающим попасть в вагон не удается, протискиваются лишь самые сильные», - заявил 25 марта 1954 года со страниц «Уральского рабочего» М. Зуев.
![]() |
«Ностальгия по Свердловску. Часть 34», сайт 1723.ru |
Улучшить ситуацию, по мнению горожан, могло лишь увеличение количества подвижного состава. Однако вагоны в то время распределялись из Москвы и ни СТТУ, ни власти города не могли существенно повлиять на разнарядку, по которой вагоны распределялись преимущественно в города, побывавшие в оккупации.
![]() |
ФОТО: обычный-свердловск.рф |
«Проблема была еще и в том, что, если бы даже их прислали, то трамваи, как и первые свердловские троллейбусы, оказались бездомными. Южное трамвайное депо проектировалось под 100 вагонов. В 1953 было уже 209 вагонов. Более четверти поездов ночевали после смены на путях на улице Фрунзе и 8 Марта», - отмечается на страницах книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
Нелегко приходилось и самим трамвайщикам, которые жили и работали в ужасных условиях.
![]() |
Вагоны серии «X» ездили по нашему городу с 1929 по 1972 годы |
«В 1953 года я успешно окончила курсы водителей и работала на вагонах серии «X». Они были очень холодными, а зимой стояли морозы до минус пятидесяти. На половине пути от площади 1905 года до станции Южная нас заменяли другие водители, чтобы мы могли согреться. Еду брали из дома – буфетов на конечных станциях не было, да и сами станции напоминали избушки на курьих ножках – все неблагоустроенные. Большинство из нас жили в общежитии по 30 человек в комнате. Кроме этого, была комната отдыха, которая находилась на территории депо. Если предстояло утреннее заступление на смены, то мы могли спать в комнате отдыха. После поздней отработки оставались там же до утра», - вспоминает вагоновожатая, потом начальник района, впоследствии начальник отдела социального обеспечения ЕТТУ Лидия Молина.
![]() |
«Ностальгия по Свердловску. Часть 7», сайт 1723.ru |
Регулирование уличного движение в то время производилось вручную. На больших перекрестках стояли регулировщики ГАИ. Многие девчата-водители вышли замуж за них, и их называли «трампарковые зятевья».
![]() |
Уралмаш. Жилой дом. Арх. Оранский П.В. «Ностальгия по Свердловску. Часть 15-3», сайт 1723.ru |
«Я работала на 15-м маршруте «ВТУЗ-городок – Вторчермет». Водила тройник. Вагоны серии «Х» были с осевым компрессором, то есть воздух для тормозной системы накачивался во время движения, когда вращалась ось полуската. При частых остановках воздуха не хватало и приходилось тормозить ручным тормозом. Остановить состав из трех вагонов, набитыми пассажирами, было очень сложно. Но работали мы на таком подвижном составе с большим желанием, ответственностью, аварии случались крайне редко. Добивались высокой выручки. Регулярности движения, экономии электроэнергии. План по доходу выполняли на 120-130% - для водителей это была стахановская норма», - отмечает Лидия Молина.
![]() |
«Ностальгия по Свердловску. Часть 16» Транспортная серия, 1723.ru |
Стоит отметить, что в 1954 году руководству трамвая удалось убедить министерство коммунального хозяйства выделить фонды на материалы и оборудование для строительства Свердловского трамвайного депо возле остановки «2-й километр» (остановка «Техучилище») в сторону УЗТМ. А поскольку понадеялись, что стройка не затянется, то решено было ускорить поставки вагонов в город и прокладывать новые пути. К 1959 году протяженность трамвайной сети в Свердловске составляла 108,1 км.
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, трамвайного –здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесь и здесь.
Просмотров: 36587
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Владислав Бурнашев