Все работы по строительству линии велись после 12-часовой смены на заводе.
Троллейбус появился в Свердловске намного позднее трамвая и автобуса и то, потому что в годы войны градоначальникам этот вид транспорта показался самым «дешевым». Не надо было прокладывать рельсы и забирать у фронта топливо для танков. Однако запуск троллейбуса в городе оказался трудным испытанием для населения. Люди рыли ямы для опор в лютые морозы почти голыми руками, не было транспорта для подвозки столбов. Да и сами рогатые машины доставили из Москвы «полуживыми». Все они были уже не новыми и хорошо побитыми осколками.
О невероятно тяжелой стройке первого троллейбусного маршрута в Свердловске в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».
В основном положении о развитии общественного транспорта Свердловска в 1941 году говорилось о необходимости появления в городе троллейбуса, потому как этот вид транспорта имел ряд преимуществ перед автобусом.
Во-первых, это более совершенный и культурный вид транспорта. Он не заражает воздух отработанным газом и почти бесшумен. Во-вторых, себестоимость проезда в них ниже, чем в автобусах на 10-16%. В-третьих, у троллейбусов была большая провозоспособность и более высокая скорость передвижения.
Две первые линии: «Вокзал – ЦПКиО» и «ВИЗ-ВТУЗ-городок» планировалось запустить к 1945 году. Однако война внесла свои коррективы в эти планы.
![]() |
ФОТО: из архива Свердловской филармонии, 1940е годы |
С августа 1941 года в поселке Нижнеисетск заработал эвакуированный из Киева завод химического машиностроения «Большевик» (ныне Химмаш). Подавляющая часть рабочих, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), не смогла разместиться в перенаселенном пригородном поселке и жила в бараках в Свердловске. Расстояние от них до завода составляло 10 км. При этом никакого транспорта по этому направлению не было. Сама дорога была сильно размыта от грязи.
Власти города считали, что запуск трамвая или автобуса по этому маршруту потребовал бы серьезных финансовых затрат, поэтому было решено запустить троллейбус. Открыть первую линию «Свердловск – Нижнеисетск» (Фрунзе-Декабристов-Белинского, Челябинский тракт, село Уктус до клуба (ныне Храма во имя иконы Божией Матери Казанской) планировалось 6 ноября 1942 года.
![]() |
Разворотное кольцо троллейбуса у храма в Нижнеисетске. ФОТО: с сайта 1723.ru |
«На «Большевике» трудились по 12 часов и более. Транспорта никакого не было, а на то, чтобы идти 10 км по грязи и холоду от работы до дома и обратно, у людей просто не оставалось сил. Поэтому многие из них ночевали прямо на заводе. Именно тогда и было решено построить первую троллейбусную линию», - рассказал JustMedia.ru директор музея ЕТТУ Алексей Медведев.
На всем протяжении всего маршрута решено было усовершенствовать дорожное покрытие: замостить проезды по Луначарского, Декабристов и Белинского, заасфальтировать участки парка для стоянки троллейбусов.
![]() |
ФОТО: из архива ЕТТУ |
Протяженность первой линии - 12 км. Для строительства контактной сети из Москвы были командированы специалисты. Столица прислала водителей и ремонтных рабочих. Объемы работ были громадные и пришлись на суровую уральскую зиму 1942 года. Предстояло выкопать 6700 кубических метров земли, установить 739 опор для контактной сети, смонтировать 42 км контактного провода, построить подстанции, депо, мастерские.
«Строительство с самого начала тормозится. День идет за днем. А об изготовлении оборудования контактной сети для троллейбуса – не думают. Пора уже позаботится о размещении заказов на различное оборудование, в частности на арматуру контактной сети. Она состоит из довольного большого количества наименований. Сюда входят провододержатели, зажимы, клеммы. В первую очередь, необходимы болты для скрепления опор контактной сети. Нужно их около десяти тысяч штук. Без них нельзя устанавливать опоры, а эта работа должна вскоре начаться», - написали 27 сентября в газете «Уральский рабочий».
![]() |
ФОТО: из личного архива Турдакиной Екатерины |
1 октября та же газета сообщила о том, что есть проблемы с обучением водителей троллейбусов. Предполагалось срочно отправить на курсы в Москву несколько девушек-комсомолок. Осваивать им предстояло несколько специальностей, требующих определенного запаса знаний, поэтому подбор водителей шел медленно.
Плохо обстояло дело и с проведением земельных работ.
![]() |
Нижнеисетск. ФОТО из серии Ностальгия по Свердловску-47 (из личного архива семьи Волковых), 1723.ru |
«По графику земельные работы на строительство подстанции должны быть закончены 8 октября. Но подвал не был вырыт. В конце трассы троллейбуса, у клуба в Нижнеисетске, делается поворотное кольцо. Для него нужно выровнять площадку. Есть и тачки и лопаты, нет только людей. Земляные работы выполнены всего на 20%», - писал «Уральский рабочий».
По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), задерживалось и рытье ям под опоры. Острая нехватка рабочих рук заставила городские власти принять жесткое решение: ямы должны выкопать жители тех домов, перед которыми намечалось установить столбы.
![]() |
ФОТО: Государственный архив Свердловской области |
Были трудности с доставкой людей до места работ и их питанием, транспортом для подвоза материалов. Исполком городского Совета должен был выделять ежедневно на возведение троллейбусного маршрута 10 автомашин с горючим или 50 лошадей. На деле это были максимум 2 машины и несколько лошадей. Однако иногда не могли выделить даже гужевой транспорт.
Столбов под опоры контактной сети не было. Для того, чтобы их получить, необходимо было идти в лес и вырубать вековые сосны. Заготовленные деревья не могли из-за распутицы вывезти, дождались снега, чтобы сделать это с помощью саней.
![]() |
Нижнеисетск, ФОТО с сайта 1723.ru опубликовано пользователем Vik |
В связи с этим было решено перенести сроки запуска троллейбуса на 1 февраля 1943 года.
По словам Алексея Медведева, зима была лютая. Но люди продолжали ходить на завод пешком по снегу и ветру. После смены на заводе жители поселков Уктус и Нижнеисетск, а также работники завода рыли ямы в насквозь промерзлой земле под опоры контактной сети. Пионеры собирали металлолом. Эта стройка была по-настоящему народной.
![]() |
Первые машины ЯТБ-4 ярославского троллейбусного завода были эвакуированы из Москвы и Куйбышева. Все они были серьезно побиты осколками. Троллейбусы восстанавливали женщины и дети.
«В Свердловск привезли 25 троллейбусов, эвакуированных из Москвы и Куйбышева. Уралхиммаш взял на себя доставку машин, изготовление креплений проводов, оборудовал станками ремонтную мастерскую. После эвакуационных мытарств троллейбусы прибыли в наш город развалюхами, но 6 из них удалось подготовить и выпустить. Была построена тяговая подстанция», -писал в своей книге «Так рождался Уралхиммаш» первый директор завода В.П. Курганов.
Именно эти машины и вышли первыми на маршрут «Свердловск-Нижнеисетск» 17 октября 1943 года. В честь этого знаменательного события прошел митинг, после чего троллейбусы повезли первую партию рабочих на завод.
Митинг в честь запуска троллейбуса ФОТО: опубликовано пользователем Paul на сайте 1723.ru |
При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, трамвайного –здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
Просмотров: 12080
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Владислав Бурнашев