«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

В 1960-х годах в вагонах стали устанавливать полуавтоматические кассы.

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 1
«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

«Есть и скорость, и комфорт, а деньжат - наплакал кот». Именно так трамвайщики шутили о временах бескондукторного обслуживания, которое начали внедрять в Свердловске и других крупных городах Советского Союза в конце 1959 года. Люди платили за проезд всем, чем угодно, в том числе пульками, только не деньгами.

 

О том, сколько каждый свердловчанин за год проезжал в трамвае бесплатно, колоссальных убытках СТТУ и бренчащей мелочи в кассах, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 2
                                Аварийная машина контактной сети ГАЗ-51. 1961 год

 

В 1959-1960 трамвайщики озаботились поиском более совершенных методов обслуживания пассажиров. Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным. В декабре 1959 года в СТТУ, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), не хватало около 100 кондукторов, а бывали периоды и потяжелее. Выход искали в двусменной работе, в обслуживании одним кондуктором двух вагонов.

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 3
 

Проблема текучки кадров стояла очень остро. И в 1959 году по примеру Москвы и Ленинграда свердловские трамвайщики стали переходить на бескондукторный метод обслуживания пассажиров. В начале выручка резко упала. Трамвайщики горько шутили: «Есть и скорость, и комфорт, а деньжат - наплакал кот». Неутешительный итог эксперимента списали на несознательность пассажиров и его плохую техническую подготовку.

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 4
                 Полуавтоматическая касса. Такие начали устанавливать в вагонах в 1960-е годы

 

Нужны были кассы типа полуавтоматов, их конструкцию поручили разработать инженерно-технической службе предприятия.

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 5
 
«В 1960-х годах в вагонах стали устанавливать полуавтоматические кассы. Первые кассы представляли собой высокую тумбу с копилкой для монет и билетной катушкой. Эти кассы ставились на передней и задней площадках вместо одиночных сидений. При движении вагона мелочь в кассах нещадно гремела», - говорится в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 6
                                              Поливочный вагон. Появился в 1970-е годы

 

Бескондукторный метод постепенно прижился, но, как показала история, на протяжении ряда лет «зайцы» наносили электротранспортникам ощутимый ущерб. Разрыв между количеством оторванных билетов и выручкой составлял 10%. Большинство кондукторов приобрели новые специальности – водители, диспетчеры – более квалифицированные и лучше оплачиваемые.

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 7
«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 8
Разлив Мельковки в августе 1956 года, улица Спорта.  ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

«В 1973 году было подсчитано, что каждый житель города 20 раз за год проехал бесплатно. Управлению был нанесен ущерб в 156600 рублей. Именно на такую сумму было оторвано билетов, а вместо монет из касс изымали килограммы всякого металла, вплоть до пулек. Около 6 кг – «урожай» трамвайщиков Северного депо в 1974 году за два месяца», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 9
                                            Первомайская демонстрация 1961 год

 

Впоследствии в Свердловске стали переходить на абонементный метод обслуживания пассажиров, но выручка оставалась примерно на том же уровне. Однако ушла в прошлое утомительная работа по изготовлению, установке и ремонту касс, за которые отвечал водитель. Однако продажа водителями проездных билетов отрицательно сказалась на аварийности.

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 10

 

Для того, чтобы освободить водителей от этой обязанности, для продажи абонементов было решено установить на остановках киоски. Был разработан проект киосков, утверждены места их установки и в 1977 году эти объекты начали работать.

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 11
                           Машиностроителей, начало 1960-х. ФОТО: обычный-свердловск.рф
 
«Заключались договора на продажу проездных документов с торгующими организациями, но полностью освободить водителей от продажи не удалось. Они «везли» большую часть выручки. Вне подвижного состава она составляла всего 40-50%. Лишь в 1997 году на линии снова вышли кондукторы. Доход на предприятии резко вырос», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - Фото 12
                Вечерний проспект Ленина в 1960 году.  ФОТО: обычный-свердловск.рф

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь, здесь и здесь трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесь и здесь.  

 

Материалы из музея ТТУ, книг «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

Просмотров: 26342

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости