JustMedia продолжает цикл материалов о газированных напитках.
JustMedia продолжает цикл материалов о газированных напитках. В первых трех журналисты разоблачили самые известные мифы о газировке, рассказали читателям, почему этот напиток не может навредить здоровью человека или привести к каким-либо заболеваниям, в том числе ожирению, а также поведали историю создания этого безалкогольного напитка. Сегодняшний материал посвящен технологии производства современной газировки без консервантов и на основе воды, прошедшей многоступенчатую степень очистки.
Прежде чем производить газировку, необходимо получить разрешительные документы
Инвестиции в создание современного высокотехнологичного производства безалкогольных напитков составляют 15-20 миллионов долларов. Срок окупаемости вложений — в среднем пять-семь лет. Однако только наличия денежных средств для открытия бизнеса по выпуску газировки недостаточно. Все предприятия по производству сладких пузырящихся напитков должны иметь пакет документации, который учитывает требования компании, местного законодательства и, что крайне важно, особенности изготовления напитка на каждом заводе.
По словам производителей, в такой пакет входит вся основная информация по технологии и контролю качества водоподготовки, приготовлению купажа, а также приготовлению и розливу готового напитка. Также в документах должны быть прописаны требования к ингредиентам, условия хранения сырья и готовой продукции.
«Чтобы сотрудники заводов работали в полном соответствии с этими требованиями, на предприятиях должна быть разработана специальная программа обучения и повышения квалификации персонала»,— отмечают производители газированных напитков.
Основа газировки — прошедшая многоступенчатую степень очистки вода
Прежде чем начать производство газировки, сотрудники лаборатории проводят контроль качества сырья, оценивают эффективность очистки воды, физико-химические и микробиологические показатели подготовленной воды и сиропов. Впоследствии эти же специалисты проверяют качество и вкус готовой продукции.
По словам проректора по научной работе МГУПП профессора Юрия Тырсина, все напитки на 85-99% состоят из воды. Поэтому крупные мировые производители должны отвечать, в первую очередь, за ее качество и очистку. Для приготовления напитка на таких заводах вода проходит многоступенчатую систему очистки, в том числе через угольные фильтры. В ней точно нет хлора и прочих веществ, в обилии встречающихся в изношенных водопроводных системах, и она насыщена минеральными солями. Поэтому такая вода не только хороша на вкус, но и полезна для здоровья. При хранении напитка она не мутнеет и не дает осадка.
Приятную кислинку в газированных напитках, по словам профессора РНИМУ имени Н.И. Пирогова, эксперта Академии безалкогольных напитков Сергея Бельмера, обеспечивают регуляторы кислотности, различные добавленные кислоты. Производители чаще всего используют простую лимонную кислоту. В напитках типа колы они достигают этого вкусового эффекта при помощи ортофосфорной кислоты. Бояться этого названия не стоит, мы можем встретить это вещество во многих продуктах питания — сыре, колбасе, соке, помидорах и других. Более того, в плавленых сырках ее содержание в разы больше, чем в газировке. Кроме того, ортофосфорная кислота является источником фосфора, в котором наш организм очень нуждается и часто его недополучает.
Никаких запрещенных и вредных элементов в газировке нет
Нередко ингредиентами газировки становится консерванты. Однако они не представляют никакой опасности для организма человека. Используемые в приготовлении газированных напитков консерванты прошли согласование с экспертами в области питания и разрешены для применения в пищевой промышленности РФ.
Чаще всего в газировку добавляют такие консерванты, как бензойная и сорбиновая кислоты и их соли (бензоат натрия и сорбат калия). Содержание этих элементов в напитке резко замедляют микробиологическую порчу продукта, увеличивает срок годности напитка и снижают риск пищевых отравлений. Они легко усваиваются организмом и абсолютно безопасны. Например, бензойная кислота встречается в некоторых ягодах, например, бруснике, клюкве, морошке. Сорбиновую кислоту можно найти в плодах рябины. Кроме того, концентрация солей и кислоты в газированной воде незначительна.
«Использование современного высокотехнологичного оборудования на каждом этапе производства, микробиологический контроль всех компонентов напитка, специальные методы пастеризации и розлива, а также строжайшие требования к санитарии и гигиене позволяют некоторым крупным производителям не использовать консерванты, но сохранять продукты в течение долгого времени. В результате высокой культуры производства некоторые напитки, например, Coca-Cola, не содержат консервантов»,— говорит Юрий Тырсин.
Еще одним абсолютно безопасным ингредиентом газировки являются пищевые красители. Так, например, ярко-оранжевые каротины получают из моркови и тыквы. В составе продуктов этот краситель значится как бета-каротин. Пищевые красители желтого цвета или куркумины, которые также добавляют в сыры и горчицу, получают из корня куркумы семейства имбирных.
Натуральный краситель карамель (на этикетке он иногда обозначается как E150), придающий коричневый цвет таким напиткам, как Coca-Cola, «Байкал», представляет собой обычный карамелизованный сахар. А зеленый цвет напиткам придает хлорофилл, который получают из зеленых листьев различных растений.
Сохранить качество газировки помогает проверка характеристики товара на всех этапах производства и реализации продукта
На качество безалкогольных напитков влияют четыре основополагающих фактора. Первый из них — это комплексный подход к оценке качественных характеристик товара на всем пути: от заготовки сырья до готового продукта, который попадает в руки конечного потребителя.
«Экстремальные температуры, прямой солнечный свет, близость иных продуктов с сильным запахом, механические повреждения — все это может оказывать негативное влияние на производимую продукцию, а следовательно, влиять на степень удовлетворенности покупателей. Поэтому чрезвычайно важно не ограничиваться только технологическим контролем качества на заводе, а иметь полное представление о качестве напитка и о том, каким его находит покупатель в торговой точке»,— говорят производители газировки.
Второй фактор — это программа анализа торговых образцов, которая подразумевает ежемесячное проведение контрольных закупок всех выпускаемых и реализуемых на данной территории напитков. Стоит отметить, что закупка образцов проводится независимой организацией на основании договора с региональным отделом обеспечения качества. После этого образцы отсылаются в лабораторию по анализу торговых образцов. Вся информация заносится в электронную базу данных.
Третья причина высокого качества газированных напитков заключается в системном подходе предприятий к организации производства. По заверениям производителей, только слаженная работа всех подразделений предприятия позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности клиентов и покупателей.
Наконец, четвертым фактором является независимость оценок, которая должна предоставлять точную и полную информацию реальном состоянии дел на всех этапах производства.
Не стоит забывать и об обратной связи с непосредственным потребителем.
«В каждой компании по производству сладких газированных напитков должен существовать центр потребительской информации, куда будут поступать звонки и письма от потребителей. Также 24 часа в сутки и семь дней в неделю должна работать горячая линия. Меры по всем поступившим и обработанным обращениям людей должны приниматься незамедлительно»,— отмечают производители газировки.
Просмотров: 3736
Автор: Светлана Елкина