Уставной капитал медицинских страховых компаний планируют повысить в два раза.
Рынок Свердловской области могут покинуть еще несколько медстраховщиков. Федеральный фонд медицинского страхования (ФФОМС) разработал изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании, которые предусматривают увеличение размера уставного капитала медстраховщиков в два раза — с 60 до 120 млн. рублей и создание института «участковых» страховщиков в больницах, с целью более эффективной защиты прав пациентов. Одновременно предполагается наделить медстраховщиков правом формирования финансовых резервов обеспечения устранения дефектов оказания медицинской помощи, формирования системы управления качеством медицинской помощи.
Эксперты уральского рынка неоднозначно восприняли предложенные изменения и считают, что некоторые из них не принесут должного результата.
По словам председателя правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максима Стародубцева, держать в одной больнице представителей нескольких страховых компаний, которые по своей логике должны быть надсмотрщиками за врачами, с экономической точки зрения бессмысленно и чрезвычайно затратно.
«Участковые» должны обладать хотя бы минимальной правовой и медицинской квалификацией, а не только громким голосом и умением «с носка» открывать двери врачебных кабинетов. У сегодняшних страховщиков из-за дефицита квалифицированных медиков-экспертов нет возможности проводить действительно качественную экспертизу медицинской помощи, оказанной по программам ОМС.
«Увы, не могут ни ТФОМСы, ни, тем более, страховщики, предложить должному количеству высококвалифицированных докторов такие условия работы, чтобы врачи были по-настоящему заинтересованы в дотошном и жестком анализе труда своих коллег. И если с экспертизой больниц низкого уровня дела обстоят более-менее сносно, то надзор за высокотехнологичной медицинской помощью либо оказываемой редко встречающимися специалистами оставляет желать лучшего», — говорит Максим Стародубцев.
Представители медицинских организаций также не уверены, что нововведения смогут повысить качество оказываемой медицинской помощи.
Если это делается с целью повышения эффективности защиты прав потребителей, говорит главный врач ЦГБ №3 Александр Гальперин, то сегодня с этим и так нет проблем. Человек, находясь в больнице, может напрямую позвонить в свою страховую компанию. Еще одной главной функцией страховой является контроль качества оказываемой помощи. И с этим тоже все в порядке.
«Страховщики все время проверяют, причем это происходит лавинообразно. Что еще нужно здесь дополнять, мне непонятно. На мой взгляд, есть более серьезные проблемы, на которые стоит обратить внимание. Например, сегодняшние стандарты, и то по узкой группе патологий, носят только рекомендательный характер, и они не обеспечены финансово, то есть они написаны, но никто на их основании тарифов не считает», — говорит Александр Гальперин.
Главврач ЦГБ №2 им. А.А. Миславского Константин Савинов уверен, что качество оказываемой помощи необходимо повышать не «участковыми» страховщиками, а высокой заполняемостью амбулаторно-поликлинического звена. Кроме того, создание и финансирование такого подразделения, скорее всего, станет дополнительным финансовым бременем для больниц, а не для самих страховщиков.
«Система ОМС замкнута, количество денег не прибавится. Если страховые будут выплачивать зарплату «участковым» за счет свой прибыли, которая у них заложена в норматив и составляет 5-10%, то они, наверное, будут против. Если они переложат свое финансовое бремя на больницу, а мы и так живем в условиях кризиса, тогда мы будем страдать. Самое главное, что может повлиять на качество — это заполняемость амбулаторно-поликлинического звена. Это лучше, чем понукание, потому что когда врач работает на 3-4 ставки, то ты хоть по голове забейся, толку не будет. Сейчас укомплектованность нашей больницы составляет 90%. Еще пара месяцев–полгода, и количество людей будет соответствовать нормативам. Они больше смогут заниматься профилактикой.
Что касается пункта по увеличению уставного капитала, то в этом вопросе мнения экспертов кардинальным образом разошлись. По словам Максима Стародубцева, за увеличением уставного капитала стоит вовсе не забота о качестве здравоохранения, а сугубо коммерческие интересы ведущих игроков на рынке страхования. Качество, как и да других рынках услуг можно повысить только здоровой конкуренцией или, например, сделать ОМС некоммерческим видом деятельности, для того чтобы избежать соблазна гнаться за прибылью любой ценой.
«Не только мировой опыт, но и результаты наших многолетних наблюдений свидетельствует о том, что крупнейшие страховщики хуже других работают на благо пациента, предпочитая достигать коммерческого успеха путем административного или финансового давления. Естественно, когда в регионе остается два-три крупных игрока, то конкуренция за клиентов, как и затраты на нее, практически отсутствует. В результате медицинское страхование превращается в не более чем оплачиваемую из бюджета прокладку между пациентом и больницами, формально оправдывающую, разве что наличие самого фонда ОМС. Хотя, при таком раскладе, разумнее финансировать больницы напрямую, а участковых агентов, как и экспертов, в больницы пусть направляет сам фонд ОМС, без таких сугубо имитационных страховщиков-коммерсантов», — говорит Максим Стародубцев.
Эксперт также отметил, что разворачивающийся финансовый кризис способен обрушить пару-другую десятков банков. А депозиты таких «институциональных инвесторов», как страховые компании, в отличие от средств физических лиц, Агентство по страхованию вкладов не страхует. Более того, даже если страховые компании успели спасти свои депозиты от банкротства и вывести их со счетов падающего банка, то существует риск их последующего изъятия в конкурсную массу.
Константин Савинов не согласен с Максимом Стародубцевым и считает, что укрупнение рынка страховых компаний — это плюс для рынка.
«Мне кажется, что от количества денег зависит сама возможность существования страховой организации. Чем она больше, тем лучше будет оказывать помощь. Я —сторонник укрупнения. На мой взгляд, оно поможет сократить издержки страховщиков и повысить качество оказываемых услуг», — говорит Константин Савинов.
Просмотров: 5663
Автор: Екатерина Турдакина