Ученые УрФУ выяснили, что эмоционально привязывает молодежь к Екатеринбургу

Чувство гордости за город испытывают 62% респондентов.

Сотрудники кафедры прикладной социологии Уральского федерального опросили 750 жителей Екатеринбурга в возрасте 18–30 лет и выявили, что необходимо молодежи для комфортного проживания, сколько жителей гордятся городом и что заставляет молодежь переезжать. Статья с результатами исследования опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

 

Исследователи отмечают, что вовлеченность молодежи в изменение городского пространства формирует эмоциональный аспект: чувство принадлежности к городу, гордости, неразрывность своей судьбы и судьбы города. У людей утверждается территориальная идентичность, формируется чувство ответственности.

 

Так, по данным опроса, чувство гордости за Екатеринбург испытывают 62% респондентов: в равной мере студенты и работающие молодые жители. Такое чувство более свойственно местным жителям (70%), по сравнению с приезжими (57%). Фактором привязки к городу становится и длительность проживания. Среди тех, кто прожил в Екатеринбурге год, на наличие гордости указывают 40%, тогда как среди проживших четыре года и коренных жителей, этот показатель достигает 68%.

 

«Мы можем предположить, что именно четыре года требуется для появления сформированной в достаточной степени идентичности с новым местом жительства. Следовательно, при частых сменах города и кратком пребывании в том или ином месте у человека просто не успевает произойти эмоциональная привязанность, как не успевает сформироваться и отношение, схожее с отношением «местного» жителя», — поясняет соавтор исследования Софья Абрамова.

 

Молодежь рассматривает город сквозь призму утилитарного запроса: возможности стабильной работы, высокого заработка, разнообразного досуга, развитой транспортной инфраструктуры. Если город предлагает комфортную повседневную жизнь, молодые люди эмоционально привязываются к нему, испытывают чувство гордости и не планируют уезжать.

 

Наибольшее значение для комфортного проживания имеют два фактора — доступное жилье и наличие зеленых зон, парков. При этом зеленые зоны создают конкуренцию традиционным кафе и являются важной составляющей не только настоящего, но и будущего. Конкуренцию привычным торговым центрам (доступность ТРЦ сделала их «незамечаемыми», привычными) как местам досуга сегодня создают проекты с уникальной творческой атмосферой, самобытной культурой.

 

Третий базовый критерий городского пространства — развитая транспортная инфраструктура.

 

«Сжимание времени и пространства изменяет восприятие городских объектов, переводит их из категории «далеких и чужих» в «свои». Крайне важна развитая транспортная сеть. Время в пути становится фактором влияния на физическое и эмоциональное состояние горожан, выбор места работы или отдыха, и в итоге — фактором удовлетворенности городским пространством», — констатирует Наталья Антонова.

 

В целом, как отмечают исследователи, молодежь готова включаться в процесс трансформации городского пространства с учетом своих представлений о комфорте и значимых потребностях. Также она готова поддержать начинания, инициированные внеинституциональными субъектами.

 

«Отчасти это связано с ее протестным настроем, который часто проявляется в поддержании всего нового, отличного от того, что было раньше. Кроме того, для молодого поколения характерна активная жизненная позиция, которая помимо прочего выражается в попытках ревизии окружающего пространства в связи с определением собственной траектории личностного развития и реализацией жизненных планов», — поясняет Виктория Полякова.

 

Вместе с тем на протяжении многих лет исследователи отмечают низкую вовлеченность молодежи в процесс трансформации городского пространства. Когда все стабильно, власти не вмешиваются в сферы, которые молодежь расценивает как сугубо личностные, в политической и общественной жизни участвуют только 5–6% молодых людей.

 

Ситуация меняется, когда возникают противоречия. Тогда молодежь придерживается трех моделей поведения: невмешательства, искреннего участия, бегства. В первом случае молодые люди боятся или не верят в результат проявления своей позиции. В таком случае потенциал молодежи остается нереализованным, что приводит к росту недовольства, ощущению невостребованности. Вторая модель — искреннего участия — подразумевает заинтересованную позицию, готовность ее отстаивать, в том числе в диалоговой форме. Открытость властей в этом случае стимулирует молодежь на производство новых практик, что приводит к изменениям в городской среде. И модель бегства предполагает готовность к смене места жительства как отклик на неудовлетворительную политику местной власти. В данном случае стандартные акции властей проблему не решают.

 

 

 

Просмотров: 837

Автор: Редакция JustMedia.ru

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Наталья Халтурина, Камерный театр:

«Улыбнитесь своему отражению в зеркале и день будет ваш!»

среда, 23 сентября

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+2
+2
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 16:54

Свердловчане, вернувшиеся из-за границы, скоро не смогут попасть на работу без справки о COVID-19

Правительство региона анонсировало предстоящие обновления.

Вчера в 16:35

Свердловчане смогут принять участие в клинических исследованиях вакцины от COVID-19

В правительстве региона рассказали, каким социальным группам ее предложат в первую очередь.

Вчера в 16:14

В Свердловской области потребительский спрос упал на 10%

Расходы жителей области упали на 6 тысяч рублей.