Уральские фермеры жалуются на недоступность кредитов и недополученные субсидии.
В Свердловской области не только хлебопеки испытывают бедственное положение. На грани закрытия находятся и некоторые производители молочного сырья. По оценкам экспертов, по итогам года «молочный» рынок могут покинуть треть участников.
Главная проблема аграриев заключается в сложности получения кредитов на посевную. Так, по данным министерства сельского хозяйства региона, при потребности 1 миллиард 300 миллионов рублей одобрены кредиты на 640 млн рублей.
«Крестьянский труд во все времена был нелегким. Если говорить об этой посевной, то, прежде всего, сложность заключается в недостатке оборотных средств. Кредиты получить сложно. Тем, у кого хорошая кредитная история, легче, но все равно оформление идет очень долго, и «Россельхозбанк» — не исключение. Если сегодня начать оформлять кредит, то этот процесс завершится в лучшем случае к уборке урожая»,— говорит исполнительный директор НП «Союз животноводов Урала» Елена Стафеева.
Банкиры, в свою очередь, утверждают — процесс оформления кредитов затягивается из-за того, что фермеры не имеют опыта составления заявок и очень долго формируют пакеты документов.
Желание помочь сельхозпроизводителям в вопросах финансового обеспечения подготовки к проведению сезонных полевых работ от лица молокопроизводителей выразил председатель Союза предприятий молочной промышленности Свердловской области Игорь Пехотин. По его словам, в общей сложности молокозаводы готовы обеспечить кредитование уральских животноводов на 700 миллионов рублей.
Другая сложность крестьянских хозяйств заключается в получении субсидий (возмещение части затрат по производству молока — прим. ред.). По словам источника JustMedia.ru, в декабре 2015 года фермеры не получили субсидию, потому как на эти цели уже не хватило финансов. В январе переводов также не было, и когда придут деньги — неизвестно.
Еще одна проблема сельскохозяйственных товаропроизводителей — резко выросшие на фоне валютных скачков затраты на технику, удобрения, корма, ветпрепараты. Рост по разным позициям составляет от 30 до 70%. Так, добавки в составе комбикормов занимают несущественную долю, но на конечной стоимости отражаются значительно. Если килограмм зерна стоит в пределах десяти рублей, то комбикорм — от 14 до 20 рублей, в зависимости от рецептуры.
Сильнее всего рост валюты отразился на стоимости техники. Еще год назад спецтехника МТЗ год стоила 800 тысяч рублей, сейчас уже — 1,2-1,4 млн. рублей.
Несмотря на выросшие расходы, уверена Елена Стафеева, увеличить отпускную стоимость молочного сырья не получится, поскольку падает покупательная способность потребителей. Сегодня этот показатель держится на уровне 21-22 рубля, себестоимость составляет — 18-19 рублей. У отдельных хозяйств — 17-18 рублей.
«У нас очень длинная оборачиваемость рубля. Например, килограмм удобрений стоит 16 рублей, покупать их надо весной, а лучше зимой. Уборка осенью, а урожай корова будет есть только следующей зимой. В итоге сложившийся уровень рентабельности не обеспечивает расширенное воспроизводство. Тяжело всем хозяйствам, и наиболее слабые — их примерно 15% — могут уйти с рынка»,— говорит Елена Стафеева.
Стоит отметить, что, по оценкам других экспертов, серьезные сложности испытывает примерно треть хозяйств. Если ситуация не изменится, то череду закрытий мы сможем увидеть уже к лету.
Производители молока повышать цены пока тоже не планируют, с одной только лишь оговоркой — «если курс евро не будет больше 90 рублей». Но даже в этом случае конечная стоимость продукта вырастет всего на 1-2% (в связи с изменением цены упаковки, которая занимает в себестоимости продукта до 15% — прим. ред.).
«Себестоимость литра молока самой популярной марки уже вышла, к сожалению, за 30 рублей. 60-70% в этой цифре занимает стоимость сырья, — до 15% упаковка, 15% — заработная плата и 10% — логистика. Cейчас все производители стараются искать альтернативные пути снижения себестоимости, понимая, что заработная плата у населения не растет. Рентабельность предприятий по переработке молочного сырья составляет 1-3%»,— говорит Игорь Пехотин.
Производители сокращают объем поставок продукции средней ценовой категории, увеличивают долю масс-маркета, потому как покупатели уходят в эконом-сегмент, приобретают продукцию в эконом-упаковке. Магазины, чтобы сохранить потребительский трафик в условиях кризиса и жесточайшей конкуренции, выставляют минимальную наценку на молочные товары — от 5 (по акции — прим. ред.) до 15%.
«Сегодня на рынке среди молочных продуктов востребован самый дешевый — молоко. Объемы продаж этой категории товаров возросли. Связано это, в том числе, с тем, что из молока можно что-то приготовить дома. Также растут продажи творога, богатого белком и являющегося более дешевой альтернативой мясной продукции. Сегодня вареная колбаса стала в два раза дороже, чем килограмм мяса на рыке»,— говорит представитель одной из торговых сетей, пожелавший остаться неизвестным.
Несмотря на то что объемы продаж молока растут, отмечает Игорь Пехотин, до «советской» нормы потребления — 320 кг — свердловчанам еще далеко. Сегодня этот показатель находится на уровне 240 кг.
«По последним статистическим данным, свердловские молочники закрывают рынок на 55%, тогда как еще два года назад эта цифра составляла 48%. Наш регион, в отличие от ситуации в целом по России, увеличивает объем производства молока. Это происходит, в первую очередь, за счет господдержки АПК. Причем в этом году объем помощи будет больше, чем в 2015-м»,— говорит Игорь Пехотин.
И действительно, в этом году, по данным пресс-службы областного правительства, предполагается распределить в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» 7 миллиардов рублей. Почти 4 миллиарда рублей субсидий предусмотрено на гранты для начинающих фермеров. Еще 3,5 млрд рублей Свердловская область получит на гранты семейным животноводческим фермам.
Правда, как уже говорилось выше, субсидии обещают выделить, но когда они дойдут до конечного получателя — неизвестно, а средства на посевную кампанию необходимы уже сегодня.
Просмотров: 4750
Автор: Екатерина Турдакина