Прогнозируем ближайшие шесть лет вместе с экспертами.
Чуть больше месяца осталось до главных выборов в стране – выборов Президента России. И поскольку результаты их предопределены с вероятностью 99,9%, эксперты JustMedia.ru, не агитируя за конкретных кандидатов, прогнозируют, чего стоит ждать россиянам в ближайшие шесть лет. Мы задали известным политологам, политтехнологам, депутатам и чиновникам простые вопросы, чтобы понять, как будет развиваться политическая и социально-экономическая жизнь в России. Пойдет новый президент по пути либерализации или, наоборот, будет закручивать гайки? Какова судьба Дмитрия Медведева и кабинета министров? И чем закончится этот срок – преемником или изменением Конституции?
Сегодня на вопросы JustMedia.ru отвечает директор института системных политических исследований и гуманитарных проектов, руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
Люди, прогнозирующие внутреннюю политику в России после мартовских выборов, разделились на два лагеря. Одни ожидают либерализации, другие – закручивания гаек. Я думаю, истина где-то посередине. Какого-то резкого изменения курса не будет, хотя реформы, которые сейчас ожидаются и планируются, безусловно будут происходить, но без резких движений влево или вправо.
В реформировании сейчас нуждается система государственного и муниципального управления, а также образование, здравоохранение и, видимо, сфера социального страхования и пенсионного обеспечения. Судя по заявлениям, которые уже сейчас делают представители этих сфер, видимо, будет пересмотр и, отчасти, возврат к традиционным системам управления ими с ориентацией на то позитивное, что было при советской системе, но с учетом современных веяний. Механизмы обеспечения социальных гарантий населения, видимо, будут взяты из старой системы, но, соответственно, это будет модифицировано и применено к современному рынку.
Что касается реформы управления, сейчас будет востребована новая когорта управленцев. Они выращиваются, но не с таким успехом, как хотелось бы. Они должны соответствовать современным запросам системы. Необходимы квалифицированные кадры, которые могли бы работать в тех условиях, которые есть сейчас. Для этого необходимо с одной стороны владеть всем арсеналом новейших методик, с другой – не оставаться засушенным технократом. Все-таки общество ориентировано у нас на социальные проблемы и, видимо, неспроста говорят сейчас о новых «майских указах», которые должны быть связаны с новыми мерами социальной поддержки. Поэтому будет пересматриваться, например, пенсионная система с учетом человека, а не самой системы. Мы должны ставить во главу угла не нормы, а человека. Собственно, это будет сказано в обращении президента. Потому что сейчас нормативы заслонили человека, об этом есть масса сигналов с мест.
В здравоохранении в частности, я надеюсь, будет уделено внимание социальному параметру, который связан с доступностью медицинских услуг. Раньше у нас шли по пути оптимизации и создания ФАПов, но страна у нас огромная, и порой этого недостаточно. Систему фельдшеров и пунктов оказания первичной медпомощи в отдаленных селах нужно сохранить и, похоже, уже и восстанавливать, потому что по нашим дорогам везти человека до ФАПа, к сожалению, весьма трудно. Надо «дорастить» систему доступного медобслуживания до непосредственного потребителя, живущего в маленьком населенном пункте. Пока у нас люди не настолько мобильны и мотивированы, чтобы самим уезжать в места, где им будут оказывать хорошую медицинскую помощь. Пока еще рецепта решения этой проблемы нет, потому что в каждом маленьком населенном пункте фельдшера не посадишь.
Унификация образования приводит к тому, что мы теряем качество. Это касается и ЕГЭ, в том числе. А планировалось, что повысим качество образования, подтянув учеников из отдаленных мест, которые имеют возможность с помощью ЕГЭ поступать в большие вузы. Но, по большому счету, это – некая иллюзия. Потому у нас преобладает платное образование, которое захватило всю сферу, бюджетных мест осталось по минимуму. Если бы мы вернулись к бюджетному образованию, тогда от этого были какие-то плюсы. Пока мы видим, что все достойные и перспективные направления и специализации – платные. Поэтому люди и говорят, что нужно переходить на советскую систему образования, на советские учебники. Недаром очень популярны в интернете сайты, где можно скачать старые советские учебники, популяризаторскую литературу, того же Якова Перельмана (не путать с Григорием), автора «занимательных» книг. Люди их скачивают и начинают учиться, потому что это было отработанная система. Видимо, какие-то вещи надо пересмотреть, не гнаться за количеством, не делать 50 разных учебников по одной дисциплине, чтобы одной и той же теме учиться в разных школах по-разному. У меня дети учились в разных школах и везде были разные учебники. Не думаю, что это хорошо. Нужна единая система, дающая универсальные знания с возможностями экспериментальных курсов. Потому что невозможно проследить за всеми авторами, которые ради какой-то новизны могут допустить свои трактовки, не очень-то и нужные. Необходимо общую образовательную базу вырабатывать, тогда мы сможем получить высокий уровень образования. Думаю, тот президент, который возглавит страну, займется этими вопросами.
Если говорить о судьбе правительства, первым на переформатирование стоит Министерство спорта. Может быть оно будет переформатировано в агентство. Этот вопрос очень важен. Независимо от того, кто придет, вопрос стоит на повестке дня. Потому что мы пожинаем плоды той порочной системы, которая сейчас сложилась в этой сфере. Наши спортсмены одерживают победы вопреки, а не благодаря системе. Назрели какие-то преобразования в Министерстве экономического развития. Видимо, оно тоже будет как-то модернизировано или переформатировано, некоторые функции могут быть переданы другим министерствам.
По персоналиям сложно говорить, но изменения возможны. Возможно назначение одних людей, которые через какое-то время уйдут. Потому что подобрать кадры под определенные задачи крайне сложно, кадровый голод присутствует. Будет ли премьером Медведев, пока сложно говорить. Есть разные версии, но, думаю, тут нужно учитывать еще и мнение самого Медведева. Вопрос дискуссионный.
Во внешней политике возможно потепление отношений с Европой. Европейцам не нравится негибкая политика США. Есть некоторые страны, которые настроены на диалог. Прежде всего, это Германия и Италия. Они выстраивают отношения с российскими регионами, в том числе, со Свердловской областью. К нам приезжают их бизнесмены, они пытаются обходить санкции, создавать совместные производства, участвовать в совместных проектах. Сейчас два агентства повысили наши инвестиционные рейтинги, Россия вернулась к показателям досанкционного периода. Это говорит о том, что западные инвесторы будут активно сотрудничать с Россией, несмотря на санкции. А Америка должна будет выработать определенную позицию. Я думаю, через какое-то время экономика должна сыграть свою роль, и отношения должны возобновиться. Хотя товарооборот существует и сейчас, он не такой уж маленький. Но наша ориентация переключения внимания на восток будет продолжаться.
Актуален, по-прежнему, украинский вопрос. Пока на Украине сохраняется та структура власти, которая существует сейчас, вряд ли что-то изменится. Отдельные прозревшие политики будут говорить о необходимости возобновления отношений с Россией, но та компрадорская буржуазия, которая находится у власти, в этом не заинтересована, потому что она зарабатывает на конфронтации.
Чем закончится шестилетнее правление президента, прогнозировать сложно. Думаю, все-таки будет преемник, хотя об изменении конституции сейчас говорят достаточно часто, и вопрос заключается в том, в какой конфигурации оно будет меняться. Не исключено, что меняться будет не сама конституция, а какие-то соответствующие изменения в законодательстве.
Просмотров: 8824
Автор: редакция JustMedia.ru