Открытая позиция. Виктория Акбердина: «Свердловская область попала в число деиндустриальных регионов»

Зав. отделом региональной промышленной политики института экономики УрО РАН отмечает, что успешность развития промышленности зависит не от количества мер поддержки.

Открытая позиция. Виктория Акбердина: «Свердловская область попала в число деиндустриальных регионов» - Фото 1
Открытая позиция. Виктория Акбердина: «Свердловская область попала в число деиндустриальных регионов»



Свердловская область неожиданно попала в число деиндустриальных регионов. Средний Урал сдает позиции в своей основной сфере – промышленности.


Довольно пессимистичные для нашего региона данные озвучила на II Межрегиональном форуме «Инновации и энергосбережение» заведующая отделом региональной промышленной политики института экономики УрО РАН Виктория Акбердина.


Уральские ученые проанализировали сегодняшнее положение дел в сфере промышленности в двадцати регионах, традиционно считавшихся индустриальными (доля обрабатывающих производств там составляет более четверти экономики региона) и понять, где кроются корни проблемы сокращения объемов российской промышленности или замедления ее темпов роста.
В рубрике «Открытое мнение» мы приводим выдержки из выступления по исследованию региональной промышленной политики в РФ.

 

В России можно констатировать процесс деиндустриализации. Этот тренд проходили большинство индустриальных стран, и не всегда данное явление негативно: часто доля промышленности в экономике сокращается, но увеличивается процент сервисов, торговли, инновационных услуг.


"В нашей стране тоже все было бы неплохо, если бы не катастрофически низкая производительность труда в отечественной промышленности. В России выработка на одного работающего в 11 раз меньше, чем в США, в 15 раз меньше, чем в Японии и даже меньше чем во многих традиционно деиндустриальных регионах - Уругвае, Бразилии и т.д. Тренд явно негативный.


В пространственном аспекте российская деиндустриализация экономики выглядит следующим образом: есть регионы, в которых промышленность традиционно занимала высокую долю в региональной экономике, и сейчас они продолжают наращивать объемы производства. Это, к примеру, Калужская область, республика Башкортостан, Новгородская область.


Есть новые индустриальные территории, активно увеличивающие долю промышленности в своей экономике. Это, в частности, Пермь, Марий Эл, Кировская область.


К третьей группе мы отнесли регионы, которые традиционно считались индустриальными, но в последнее время заметно снизили темпы и производства и стали деиндустриальными. И Свердловская область попала именно в число деиндустриальных регионов. (Вместе с Омской, Челябинской областями, Краснодарским краем – прим.ред.).


На некоторых территориях, например, в Московской, Ленинградской областях, процесс деиндустриализации является оптимизацией промышленного сектора. Там возрастают объемы торговли, поэтому процесс не рассматривается там как негативная деиндустриализация.


В Свердловской области тенденция, к сожалению, является негативной.


Мы исследовали нормативные акты во всех включенных в исследование регионах, чтобы понять, как они влияют на эффективность развития промышленного сектора. 

 

Во всех регионах, вне зависимости от того, растут ли там темпы развития промышленности или замедляются, существует стандартный набор мер поддержки: это субсидирование процентных ставок по кредитам, гарантии и поручительства и другое.


Парадоксально, что те регионы, которые сталкиваются с негативной деиндустриализацией, имеют мер поддержки гораздо больше, чем регионы, в которых промышленность эффективно развивается.


Решение проблемы деиндустриализации, скорее всего, кроется не в наличии задекларированных мер поддержки, а в том, сколько выделяется средств из регионального бюджета на реализацию этих мер. Те регионы, которые интенсивно развивают промышленность, у них расходы из регионального бюджета в расчете на 1 рубль в промышленном производстве в среднем в полтора раза выше, при том, что все остальные ключевые критерии (доля инвестиций в ВВП, доля НИОКР в ВРП) примерно одинаковы.


Региональный источник финансирования выступает сигналом для инвесторов, что на данных территориях рисков меньше. Это подтверждают и данные рейтингового центра «Эксперт». Инвестиционные риски ниже в тех регионах, где выше расходы госбюджета на производительней сектор.

 

Прим. ред.: возможно, что негативную ситуацию в производительном секторе Свердловской области поможет изменить региональный закон «Опромышленной политике», который сейчас находится в разработке. Новый документ обозначит стратегические направления развития региональной промышленности, а вот решения конкретных проблем должны быть прописаны в подзаконных актах, которые тоже еще предстоит разработать.

 

Просмотров: 5235

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости