Почетный профессор Университета Пенсильвании об успехах и неудачах пассажирских перевозок в России.
Автомобильная перенасыщенность и несовершенная система общественного транспорта – это непременные составляющие жизни россиян, проживающих в крупных городах и региональных центрах. Представители власти разными способами пытаются модернизировать пассажирские перевозки и избавить свои населенные пункты от перегрузок, однако далеко не у многих это получается сделать успешно.
Проблемы общественного транспорта, вызванные, в том числе, ошибками в планировании строительства новых улиц, обсудили ведущие эксперты на IV Международном форуме высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia.
Почетный профессор университета Пенсильвании Вукан Вучик, основываясь на собственном колоссальном опыте, рассказал JustMedia.ru в открытой позиции о возможных выходах из сложившейся ситуации.
Российские города перегружены транспортом
Несмотря на многочисленные прогнозы различных экспертов в 1990-х годах о возможных транспортных коллапсах, люди продолжили покупать автомобили. В результате этого спустя некоторое время многие города столкнулись с пробками на дорогах, и никто не знал, что делать в сложившейся ситуации.
Руководители регионов разными способами пытались решить эту проблему: кто-то строил большее количество дорог, кто-то предпочел увеличить количество парковок, однако на сегодняшний день ситуация лишь усугубилась.
Из-за дорожных затруднений жизнь в крупных городах заметно усложнилась, но нужно лишь научиться соблюдать необходимый баланс между автомобилями и общественным транспортом.
Благодаря широкому спектру возможностей городского транспорта человек может добраться из пункта А в пункт Б, где бы они не располагались. Стоит только представить, как изменится ситуация на дорогах, если большую часть водителей пересадить на трамвай или троллейбус. Они часто ходят и вмещают много пассажиров, поэтому в этой битве, безусловно, победит общественный транспорт.
Однако в этом вопросе есть одна очень весомая проблема: как заставить людей отказаться от собственных машин? Если улучшить качество услуг по пассажирским перевозкам, а также обновить парк и должным образом развивать метро, во всех региональных центрах России некоторые водители начнут отказываться от личных средств передвижения.
А если учитывать этот вопрос при проектировке улиц и создавать полосы для движения автобусов и другого пассажирского транспорта на постоянной основе, а также строить большое количество обустроенных пешеходных зон, ситуация на дорогах однозначно поменяется в лучшую сторону. Все проблемы, связанные с транспортом в России, можно решить.
Очень много транспортных проблем вызвано неверным планированием
Некоторые проекты, призванные разгрузить улицы от пробок, делают только хуже. Один из главных примеров неудачно выбранной концепции – бессветофорные магистрали в Москве, который активно вводились при мэре Лужкове. Планировалось, что такое решение позволит сократить для водителей временные затраты за счет отсутствия светофоров.
Однако иногда приходилось делать крюк по 4-5 км, чтобы преодолеть расстояние для поворота на нужную улицу. Это увеличивало количество пробок, пробег автотранспорта, и в целом эта идея была абсолютно провальной. Удивительно, как сейчас в Москве смогли адаптировать этот проект. Из недавних примеров отмечу мэра Собянина, который поступил верно и не стал перегружать Ленинский проспект транспортом, пустив его по Гагарина и другим улицам.
Также на сегодняшний день замедляют движение транспорта платные дороги, а именно, пункт сбора средств за проезд. Если автоматизировать этот процесс, то это позволит сократить временные затраты. К слову, сейчас во многих крупных городах, перенасыщенных транспортом, необходимо введение оплаты за въезд на определенные дороги.
Правильное проектирование в таком случае поможет сократить количество пробок и сделать актуальными малозагруженные улицы.
Маршрутки – главный бич общественного транспорта в России
При всех существующих трудностях, связанных с пассажирскими перевозками, особняком стоят микроавтобусы, которых не волнует качество обслуживания. Водителей маршруток тревожит лишь конкуренция друг с другом.
В разных городах по всему миру разными способами пытались решить эту проблему. В Мехико, Каире, Сан-Паоло заменяли этот вид транспорта высокоскоростными трамваями, метро, а вот в Великобритании была введена концепция свободного рынка, и правительство никак не регулировало его. Руководство вашей страны последовало примеру англичан, но из-за этого в России теперь большие проблемы.
Движение маршруток абсолютно хаотичное, лишь в Москве есть система контроля, благодаря которой микроавтобусы ходят регулярно и по расписанию. Если сделать это повсеместно, ситуация может быть исправлена.
Нужно правильно соотносить виды транспорта и своевременно обновлять парк
Многие жители ваше страны считают, что троллейбусы – устаревший вид транспорта, однако пример Казани показывает, что они необходимы крупным городам. Чем крупнее город, тем больше в нем должно существовать разновидностей общественного транспорта. В этом вопросе очень важно рассчитывать верное соотношение для регулирования существующего сегодня дорожного хаоса. Так, в Москве пробки компенсируют отличная система метро и большое количество троллейбусов, а в Волгограде горожан выручает линия высокоскоростного трамвая.
К сожалению, зачастую во многих населенных пунктах трамвайные и троллейбусные предприятия не получают от властей достаточного количества денежных средств для обновления парка, однако оно необходимо. Также обязательно нужно развитие метро: оно очень эффективно и перспективно. Введение грамотной системы общественного транспорта в России позволит городским властям акцентировать свое внимание на создании комфортных условий для жизни людей.
Просмотров: 6350
Автор: Денис Колпащиков
Фотограф: Александр Мамаев