Читатели JustMedia рассказывают о том, что сейчас творится в Крымске и окрестностях.
Трагедия в Краснодарском крае уже несколько дней лидирует в информационных сводках всех СМИ. Напомним, в ночь с 6 на 7 июля несколько городов, в том числе и курортных, затопило. Пострадали Новороссийск и Геленджик, но самые тяжелые последствия наводнения — в Крымске. По официальным данным, стихия унесла жизни более 170 человек, десятки тысяч остались без крова и средств к существованию.
Официальная версия списывает все на сильные ливни, эти данные подтверждает Гидрометцентр. Однако местные жители уверены, что город накрыло волной из-за того, что на плотине, стоящей выше, произошел аварийный сброс воды.
JustMedia связался с уральцами, по разным причинам оказавшимися в зоне наводнения. Ниже мы публикуем рассказы из первых уст.
«За два часа вода поднялась по грудь»
Стихия нанесла урон не только Крымску, Новороссийску, Геленджику и небольшим селам. Пиарщица Ирина Исаева отдыхает в Дивноморске, это в 25 километрах от Геленджика. Но и здесь было наводнение, и даже пострадали люди.
«Поселок тоже накрывало волной, было затоплено полгородка,— рассказала JustMedia Ирина.— Про погибших ничего не знаю. В Дивноморске про два случая говорят. Погибла хозяйка отеля, вода накрыла ее в подвале собственного отеля. И один из отдыхающих, который побежал спасать свою машину. Его накрыло волной вместе с автомобилем. У знакомых в фейсбуке я видела фотографии фур, в которых трупы перевозят. Думаю, так и есть, потому что вода прибывала ночью, когда люди спали. У них просто не было возможности выбраться. Сегодня рассказывали, с какой скоростью вода прибывала. Мужики оттаскивали машину, стоя по колено в воде, через три минуты вода была уже по грудь. В Крымске воды было в несколько сот раз больше, если затопило по самые крыши. У нас сносило машины с места.
Про ночь ничего сказать не могу — мы же дальше от Крымска, на них удар основной пришелся. Утром 6 июля был проливной дождь, насквозь сразу вымокали, к вечеру вода пришла, местами было по горло. У нас это с 16 до 20 случилось, слишком много воды стало. О напоре воды и силе потока можно судить по тому, что были наполовину снесены два каменных или бетонных моста в городке, перевернуты игровые автоматы.
Туристов по домам не отправляют. Расселяют по другим местам, так как половина частных секторов оказалась целиком под водой. 7 июля до половины дня люди не могли выйти из дворов — там все было в воде и жиже, сель же сошел. Откачивали насосами, вывозили тачками, пожарные машины водой смывали грязь с улиц, грузовые машины были загружены под завязку жижей.
Сегодня познакомились с девушкой из Брянска. Они ехали мимо Крымска. В Новороссийск поезда не идут, всех отправляют через Анапу. Пути размыты. Они видели все это, говорит — просто ужасно.
Были перебои с водой — машины грузовые не могли прийти из Геленджика, дорога размыта была, хотя маршрутки возят туристов до Геленджика в дельфинарий, парк развлечений. Воды в пятилитровых бутылках нет, все разобрали. По крайней мере, вчера вечером я не могла купить. А пол-литра стоило 70 рублей.
Кстати, МЧС кричат о том, что предупреждали о шторме. Местные говорят — ничего не было! Никто не предупреждал. Обычно смс-ки приходят хотя бы или по радио говоря, в этот же раз была абсолютная тишина. Никто не был готов заранее.
Общалась с дивноморцами. Говорят, все случилось неожиданно. Продавец рассказала, что вода прибыла одномоментно. Она не успела пробежать 30 метров, а вода от щиколоток поднялась до пояса. Люди тонули в потоке. В палатках вода стояла по грудь, местами по пояс. В 16 часов вода по щиколотку, а в 18 — уже по грудь. И это случилось сразу же, а не постепенно. Пришла волна. Скорей всего, это был все-таки сброс. Местные ни один не верят в официальную версию. Дождь шел весь день, но вода прибыла в один миг, а не постепенно».
По словам Ирины, туристы сейчас массово уезжают из Геленджика. Море грязное, в воде плавает много мусора. Купаться нельзя.
«Дождь был обычным, как в Екатеринбурге. Ливневки справлялись»
Директор адвокатского бюро «Пучков и партнеры» Денис Пучков сейчас находится в Крымске. Здесь у него живут родители, бабушка и другие родственники. В трагическую ночь у него утонула тетя Нина.
Утром в субботу Денису позвонила мама. Просто сообщила, что в Крымске наводнение. О масштабах трагедии адвокат узнал из новостей по телевизору. Тут же собрал мужчин-родственников, закупили все необходимое — продукты, генератор, помпы, лопаты — и поехали в Крымск на машине.
«Крымск обесточен, нет воды, никто ничем не помогает,— написал он на своей страничке в фейсбуке.— Родители уже второй день без еды! Едем в Крымск к родителям расчищать дом, везем еду, медикаменты, лопаты, ведра. Слава богу, что я не один, коллеги помогут по делам!»
Мы связались с Денисом по телефону сегодня утром. Весь предыдущий день и всю ночь адвокат разгребал глину и тину в доме родителей, но нашел силы рассказать нам о том, что случилось в ночь с пятницы на субботу, и что происходит в городе сейчас.
—Денис, что рассказывают родители? Как все произошло?
—Говорят, были ливни. Обычные, не тропические. У нас в Екатеринбурге такие же бывают, ничего особенного. Ливневки справлялись. В эту ночь у них в гостях была бабушка, они отмечали ее день рождения накануне. Родители спали на втором этаже, в 4 часа утра проснулись от шума воды. Первый этаж заливало водой, там спала бабушка. Они ее успели разбудить и увести на второй этаж, а так весь первый этаж затопило за полчаса. Хотя на улице по-прежнему был обычный дождь. Открыли шлюзы на плотине, это точно. Больше неоткуда было взяться воде.
—МЧС предупреждало накануне об опасности?
—Никто никого не предупреждал. Да и после трагедии они не сильно торопились помогать. Только вчера дали первые сухие пайки.
—А что сейчас представляет собой Крымск?
—Мы ехали на машине 1,5 суток и приехали в город в 4 часа утра. Было еще темно, но мы увидели несколько разрушенных домов. Зато на въезде в город стоит палаточный городок МЧС, весь чистенький. Тут же стоят гаишники из Анапы. Все остальное время мы были во дворе, устраняли последствия.
—А с домом что?
—Затопило весь первый этаж, во дворе смыло все постройки и машину. Мы как приехали, первым делом откачали воду с первого этажа. Убрали пол, поскольку его все равно смыло. Все стены, весь пол в глине. Но дом, слава Богу, устоял. У родственников еще есть дом, он стоит в низине, так у него оба этажа затопило. А вот бабушкин стоит на горке, так он вообще не пострадал.
—Была информация, что власти выдают компенсации в 10 тысяч рублей только тем, кто расписывается, что получал предупреждение от МЧС. Это правда?
—Я тоже об этом слышал. Но вчера мой отец ходил на почту и спокойно получил 10 тысяч. Думаю, было так, как говорят, но после того, как это просочилось в СМИ, стали просто давать деньги.
—А про количество погибших что можете сказать? Говорят, на самом деле там погибло около двух тысяч человек.
—Тут все об этом говорят. Я лично трупы не видел, но морг Крымска забит под завязку, а он здесь довольно большой.
Больше Денис говорить не мог. Сильно устал от физического труда, хотя впереди еще много работы.
Гуманитарная помощь нужна не пострадавшим, а волонтерам
Координатор центра неотложных гуманитарных операций свердловского отделения «Красного креста» Всеволод Махов в восторге от отзывчивости свердловчан:
—Помощь несут в больших объемах. Примерно пять пакетов каждые десять минут. Так что поедем, скорее всего, уже в выходные. Пользуясь случаем, хочу сказать, что сейчас помощь для пострадавших собрана. Теперь необходимо собрать снаряжения для волонтеров. Прошу всех, кто хочет помочь, нести легкие спальные мешки, подушки, туристические коврики, пальчиковые батарейки. Кроме того, мы сейчас ведем переговоры с МЧС и Минобороны, нам нужна походная баня. Водоснабжение в городе восстановлено лишь частично, но в частных домах использовались летние душевые, а их смыло потоком. А в гостиницу огромная очередь. Если не привезти походную баню, нас ждет эпидемия. Сейчас всех волонтеров повально вакцинируют от тифа, дизентерии, гепатита А.
Всеволод постоянно держит связь с волонтерами. Они рассказывают, что погибших действительно может быть гораздо больше, чем официально заявляют:«Есть еще много мест, в которые нельзя войти. Кроме того, многих смыло в реку, они все сейчас числятся пропавшими без вести. Если действительно погибших больше, властям это не удастся скрыть. Здесь же все друг друга знают, сразу заметят».
JustMedia будет следить за развитием событий.
Просмотров: 4075
Автор: © Евгений КАТЫХИН, фото — Денис ПУЧКОВ и Ирина ИСАЕВА