«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

В 1960-х годах в вагонах стали устанавливать полуавтоматические кассы.

«Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным». О бескондукторной работе свердловского трамвая СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

«Есть и скорость, и комфорт, а деньжат - наплакал кот». Именно так трамвайщики шутили о временах бескондукторного обслуживания, которое начали внедрять в Свердловске и других крупных городах Советского Союза в конце 1959 года. Люди платили за проезд всем, чем угодно, в том числе пульками, только не деньгами.

 

О том, сколько каждый свердловчанин за год проезжал в трамвае бесплатно, колоссальных убытках СТТУ и бренчащей мелочи в кассах, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

 

                                Аварийная машина контактной сети ГАЗ-51. 1961 год

 

В 1959-1960 трамвайщики озаботились поиском более совершенных методов обслуживания пассажиров. Труд кондукторов был признан тяжелым, нервным и малопроизводительным. В декабре 1959 года в СТТУ, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), не хватало около 100 кондукторов, а бывали периоды и потяжелее. Выход искали в двусменной работе, в обслуживании одним кондуктором двух вагонов.

 

 

 

Проблема текучки кадров стояла очень остро. И в 1959 году по примеру Москвы и Ленинграда свердловские трамвайщики стали переходить на бескондукторный метод обслуживания пассажиров. В начале выручка резко упала. Трамвайщики горько шутили: «Есть и скорость, и комфорт, а деньжат - наплакал кот». Неутешительный итог эксперимента списали на несознательность пассажиров и его плохую техническую подготовку.

 

 

                 Полуавтоматическая касса. Такие начали устанавливать в вагонах в 1960-е годы

 

Нужны были кассы типа полуавтоматов, их конструкцию поручили разработать инженерно-технической службе предприятия.

 

 

 
«В 1960-х годах в вагонах стали устанавливать полуавтоматические кассы. Первые кассы представляли собой высокую тумбу с копилкой для монет и билетной катушкой. Эти кассы ставились на передней и задней площадках вместо одиночных сидений. При движении вагона мелочь в кассах нещадно гремела», - говорится в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

 

                                              Поливочный вагон. Появился в 1970-е годы

 

Бескондукторный метод постепенно прижился, но, как показала история, на протяжении ряда лет «зайцы» наносили электротранспортникам ощутимый ущерб. Разрыв между количеством оторванных билетов и выручкой составлял 10%. Большинство кондукторов приобрели новые специальности – водители, диспетчеры – более квалифицированные и лучше оплачиваемые.

 

 

Разлив Мельковки в августе 1956 года, улица Спорта.  ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

«В 1973 году было подсчитано, что каждый житель города 20 раз за год проехал бесплатно. Управлению был нанесен ущерб в 156600 рублей. Именно на такую сумму было оторвано билетов, а вместо монет из касс изымали килограммы всякого металла, вплоть до пулек. Около 6 кг – «урожай» трамвайщиков Северного депо в 1974 году за два месяца», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

                                            Первомайская демонстрация 1961 год

 

Впоследствии в Свердловске стали переходить на абонементный метод обслуживания пассажиров, но выручка оставалась примерно на том же уровне. Однако ушла в прошлое утомительная работа по изготовлению, установке и ремонту касс, за которые отвечал водитель. Однако продажа водителями проездных билетов отрицательно сказалась на аварийности.

 

 

 

Для того, чтобы освободить водителей от этой обязанности, для продажи абонементов было решено установить на остановках киоски. Был разработан проект киосков, утверждены места их установки и в 1977 году эти объекты начали работать.

 

 

                           Машиностроителей, начало 1960-х. ФОТО: обычный-свердловск.рф
 
«Заключались договора на продажу проездных документов с торгующими организациями, но полностью освободить водителей от продажи не удалось. Они «везли» большую часть выручки. Вне подвижного состава она составляла всего 40-50%. Лишь в 1997 году на линии снова вышли кондукторы. Доход на предприятии резко вырос», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

                Вечерний проспект Ленина в 1960 году.  ФОТО: обычный-свердловск.рф

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь, здесь и здесь трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесь и здесь.  

 

Материалы из музея ТТУ, книг «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

Просмотров: 27090

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости