Денег и запчастей нет, начались массовые увольнения. О том, как екатеринбургские автобусники встретили 1990-е годы, в спецпроекте «Е-транспорт»

Из-за чрезмерной изношенности до 160 машин находились на ремонте в самые критические месяцы.

Спокойная и размеренная жизнь свердловских автобусников резко изменилась с приходом 1990-х годов. Прекратилось госфинансирование, поступление новых машин и запчастей для существующего автопарка. О том, как было решено выживать в это тяжелейшее время, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

В начале 1990-х прекратил свое существование Минавтотранс СССР, а Министерство транспорта РФ еще не было создано. В это же время екатеринбургских автобусников лишили каких-либо дотаций. Прекратились централизованные поставки машин и запчастей. Вместо прежних 100-120 автобусов предприятие с трудом изыскивало 15-20.

 

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

Имеющийся автопарк старел. Машины ломались и потом месяцами простаивали на ремонте из-за отсутствия необходимых деталей. Все это привело к сокращению количество автобусов, которые могли выходить на маршруты. Обеспеченность машинами городских маршрутов побила все рекорды – всего 64% от норматива.

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

«Денег нет, запчастей нет, нормальной зарплаты и условий для отдыха работников. Начались массовые увольнения. Коэффициент наличия водителей на один автобус достигли отметки 1,3 вместо положенных 1,8», - отмечается в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
 

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

В феврале 1991 года должность гендиректора СПОПАТ №1 занял Виктор Коленов, который сразу провел экстренное совещание, чтобы решить, как в сложившихся условиях спасти предприятие. Было предложено два варианта. Первый - списывать амортизированный подвижной состав, разбирать одни автобусы и за счет этого комплектовать другие, но в этом случае могло резко сократиться количество машин. Второй - создать производственные мощности для капитального ремонта автобусов. В ходе обсуждения решено было остановиться на втором.

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

Средний возраст автопарка к 1993 году составил 9 лет и из-за чрезмерной изношенности до 160 машин находились на ремонте в самые критические месяцы. Учитывая дефицит средств на предприятии, главным источником обеспечения объединения запчастями решили сделать собственное производство. Для расширения его модификации было приобретено 26 единиц металлорежущего оборудования.

 

 

Площадь 1905 года. 1964 год. Фото: Р.Катаева (ГАСО)

 

«С помощью Турбомоторного завода изготовили оснастку к горизонтально-расточному станку, что позволило восстановить блоки двигателей. Мало-помалу появился весь набор технического оборудования, позволяющий выполнять всю гамму операций по восстановлению базисных деталей двигателей и других агрегатов. Объединение начало размещать заказы по восстановлению и изготовлению деталей и узлов на заводах Екатеринбурга: Машприбор, Компрессорном заводе, НПО «Автоматика», - отмечается в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».

 

 

 

 

Параллельно решался вопрос с питанием автобусников, который всегда стоял очень остро. Водители и кондукторы питались обычно в столовых общепита. Так, у конечной станции «ВИЗ» - в заводской столовой, у «Техникум связи» - в студенческой столовой. Ремонтные рабочие и служащие автобусных предприятий обедали в ближайших к месту работы столовых, походы до которых и обратно отнимали немало времени.  

 

 

В АТП №1 и в АТП №4 были свои столовые, но там можно было только пообедать. В остальных объектах предприятия работали пункты раздачи от ближайших объектов общепита. Однако единый комбинат питания в объединении был создан только в 1994 году. Именно он обеспечил питанием работников предприятия не только в дневное, но и в ночное время. Начали работать столы заказов, через которые можно было купить для дома овощи, фрукты, полуфабрикаты, кондитерские изделия, выпечку.

 

 

 

«Организовано питание ночных смен – ремонтных мастерских, а также водителей и кондукторов перед выходом на линию. Кроме этого, в 1990-х три автобуса объединения: ЛАЗ-42021 и два ЛиАЗ-677 были оборудованы под передвижные пункты питания или ППП. С их появление решили проблему питания водителей и кондукторов на конечных станциях», - говориться в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
 
ФОТО: Музея ЕМУП МОАП

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь.  

 

При подготовке материала использовались фото и данные книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год, музея ЕМУП МОАП и из личного архива Галины Ворониной.  Отдельную благодарность за помощь в подготовке материала JustMedia.ru выражает зав. отделом публикации и использования Государственного архива Свердловской области Ольге Никоян.

 

 

Просмотров: 7560

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости