Выпуск «СПЕКТРа», проезд за 1,5 рубля и кризис. О том, как работал трамвай Екатеринбурга в 1990-е годы в спецпроекте «Е-транспорт»

Суточная продолжительность работы каждого трамвая в 1998 году 14,4 часа.

Первый вагон «СПЕКТР 1», 1998 год.

Во второй половине 1990-х годов в трамваи для борьбы с «зайцами» вновь вернулись кондукторы. С конвейера «Уралтрасмаша» сошел первый опытный вагон «СПЕКТР 1». На то, чтобы заставить его ездить и «слушаться», у разработчиков модели и трамвайщиков ушло почти 2 года. В конце 90-х грянул экономический кризис, который больно ударил по электротраспортникам и вынудил их поднять стоимость проезда.

 

О том, как работал трамвай во второй половине 1990-х годов, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

 

В 1996 в трамваях после длительного перерыва вновь появились кондукторы. Связано это с тем, что в тяжелых экономических условиях «зайцев» становилось все больше. А даже в спокойные и благополучные 1960-е количество безбилетников доходило до 10% от общего числа пассажиров. Так, в 1973 году было подсчитано, что каждый житель города 20 раз за год проехал бесплатно.

 

 

ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

В этом же году из-за начала строительства станции метро «Бажовская» трамвайные пути в районе перекрестка улиц 8 Марта – Большакова пришлось временно переложить. Они пошли полукольцом вокруг стройплощадки.

 

 

ФОТО:  музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге»

 

В июне 1997 года началось строительство подземного перехода у цирка. Во время его возведения через котлован для трамваев были построены специальные временные мосты. Несколько раз из-за этого часть трамваев не смогла попасть в родное Южное депо. Машины пришлось отправлять на отдых в другие депо.

 

 

Знаменитый стол ТТУ.  ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

В этом же году были проложены рельсы проложен путепровод Челюскинцев-Смазчиков реконструированы трамвайные узлы Челюскинцев-Луначарского и Смазчиков-переулок Трамвайный.

 

 

Вагон №941 для контактной сварки рельсов. ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»

 

В сентябре 1997 года «Уралтрансмаш» создал свой первый опытный четырехосный трамвайный вагон «СПЕКТР 1». Аббревиатура расшифровывалась как «Совместное производство ЕКатеринбургских Трамваев». Необходимость производства своих трамваем была обусловлена тем, что в существующих экономических условиях приобретать вагоны у чешкого предприятия CKD Tatra-Smichov было практически невозможно. Тогда директор СТТУ назначается Геннадий Сергеев предложил городу и области самим выпускать трамваи. Действующий тогда губернатор Эдуард Россель его поддержал в этом вопросе.

 

 

ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

Прообразом для «СПЕКТР 1» стали вагоны серии Tatra T6B5. Длина новинки – более 15 метров, полная вместимость – 168 человек. В салоне 32 места для сидения. Максимальная скорость – 75 км в час. Испытывать и обкатывать машину доверили Западному трамвайному депо. Первый вагон туда поставили в октябре 1997 года. Оставалось кажется совсем немого – заставить его двигаться и научить слушаться водителя, а он этого не умел. На преодоление этих трудностей потребовалось полтора года.

 

 

ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

«Разработанные и изготовленные разными организациями отдельные компоненты, успешно прошедшие испытание в лабораториях, после установки их на вагон отказывались работать в единой системе. Слабые места в получившейся схеме попросту выгорали. Выходили из строя и требовали восстановления целые блоки электроники. Головная боль усилилась из-за ненадлежащего качества отечественных электронных приборов. И хотя все это время вагон гоняли по путям Западного депо, а временами по ночам даже выезжали в город. Редкий выезд обходился без проблем и отказов то одного, то другого узла», - рассказывал на страницах книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год) технический директор ТД «Спектр» Борис Ерыкалов.

 

 

Первый вагон «СПЕКТР 1», 1998 год.  ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»

 

Наладка первого опытного вагона была закончена только 15 апреля 1999 года. Примерно в это же время был выпущен второй опытный вагон «СПЕКТР». Только в феврале 2001 года началось серийное производство этих вагонов.

 

 

ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

В 1998 году был открыт музей истории ЕТТУ, в котором была создана уличная экспозиция из четырех ретротрамваем. Среди них: деревянный вагон серии Х и даже 21-метровый трамвай-«змейка», известных как Tatra К-2.

 

 

 

Грянувший в августе 1998 году экономический кризис привел к сокращению сотрудников предприятия, установлению суровых лимитов на материалы и ресурсы, урезанию премий. Зарплату стали выдавать раз в месяц и то с задержкой. Началась текучка кадров среди кондукторов.

 

 

ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

Если в 1980-е середине 1990-х годов электротранспортникам предоставляли новое жилье, то после этого времени труженнки ТТУ могли рассчитывать только на общежития. Новые кадры формировались исключительно из местных жителей. В 1998 году весь жилой фонд управления кроме общежитий, а также детские сады были переданы на баланс города.

 

 

Отрытие новой троллейбусной линии, 1998 год. ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»

 

По данным книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет» (2009 год), чтобы предприятие не пришло в упадок за счет собственных средств, его руководство вместе с инженерной службой построили новый цех плановых ремонтных работ в северном депо, начали строительство нового производственного корпуса в Орджоникидзевском депо. Ведется реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса, развивается сеть здравоохранения. Предприятие не надеялось на бюджет как главный ресурс для развития, поэтому принимало все меры для того, чтобы увеличить собственный доход.

 

 

ФОТО: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год

 

«Сводить концы с концами удавалось не всегда. Еще много в обслуживании путевого и энергетического хозяйства операций были основаны на ручном труде. Доход от перевозки пассажиров не покрывал всех убытков. Необходимо было повышать тариф за проезд, который составлял 1,5 рубля и являлся одним из самых низких России», -  отмечается на страницах книги.

 

 

Конец 1990-х - начало 2000-х. ФОТО: Фото Ю.В.Панкова с сайта 1723.ru, опубликовано 4еловек.

 

Ежедневный выпуск подвижного состава на линию составляет 534 еденицы (трамваи и троллейбусы), перевозится около миллиона пассажиров. Среднегодовой пробег за 1994-1998 45,5 млн км. Суточная продолжительность работы каждого трамвая в 1998 году 14,4 часа.

 

 

Конец 1990-х - начало 2000-х. ФОТО: Фото Ю.В.Панкова с сайта 1723.ru, опубликовано 4еловек.

 

В 2001 году изменилась схема движения трамваев на конечная станции ЦПКиО. Половина однопутного кольца вокруг жилого района была разобрана, а к оставшейся части линии пристроен второй путь. В 2003 году был закрыт трамвайный маршрут №12. В этом же году презентовали первый трамвайный вагон модели 71-403.

 

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь.  

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и историку трамвайного движения Алексею Медведеву. 

 

 

Просмотров: 12752

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости