Рельсы по Ленина убрать, а «Татры» оснастить батареями. Как работал свердловский трамвай в 1960-е годы в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

В 1965 году трамваи перевезли почти 105 миллионов пассажиров.

Спецвагон-рельсотранспортер РТ-25 Ленинградского завода, 1960 год.
Спецвагон-рельсотранспортер РТ-25 Ленинградского завода, 1960 год.

В конце 1950-х в Свердловск начали массово поступать новые суперсовременные вагоны из Чехословакии. Однако к уральскому суровому климату «Татры» были совершенно не предназначены. Например, в их салонах даже не было отопления. Технические условия для их приспособления и ремонта в столице Урала отсутствовали. Машины отправляли в Москву и Ленинград или Нижний Новгород. Но уже спустя пару лет ситуации кардинальным образом изменилась.

 

О создании цеха по ремонту чехословацких вагонов, дефиците грамотных инженеров, а также о грандиозных планах убрать рельсы с Ленина и пустить по проспекту троллейбусы, читайте в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

Свердловские трамвайщики остро нуждались в технически оснащенной ремонтной базе и квалифицированных кадрах. Первую задачу начали решать сразу после войны, когда механический завод №2 освободил площади вагоноремонтных мастерских в Южном депо. От оборонного предприятия, которое выпускало противотанковые снаряды, в наследство трамвайщикам досталось несколько дефицитных станков.

 

 

                                              ФОТО: Ностальгия по Свердловску -34, вид 8, 1723.ru

 

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), в 1947 году по решению Свердловского облисполкома еще один оборонный завод №73 (Свердловский инструментальный завод), передал СТТУ довольно просторное помещение, где разместился механический цех и малярное отделение.

 

 

 

Работникам электротранспорта предстояло оснастить их не только стандартным станочным оборудованием, общим для всех промышленных предприятий (токарными и зуборезными станками), но и специфическим «трамвайным». Однако создавать его, прежде всего, конструировать, в Свердловске было некому.

 

 

1962 год, Ностальгия по Свердловску-37 из личного архива семьи Волковых, предоставил А.Старцев, 1723.ru

 

«В ТТУ по штату 10 инженеров, и то сюда входят главные инженеры служб, то есть по существу администраторы. А остальные? У остальных оклад примерно 700 рублей. Поэтому квалифицированные специалисты сюда не идут. А они ой, как нужны. Хотя бы сконструировать уборочные и моечные машины, устранить тяжелый труд при подбойке рельсов, совершенствовать службу движения», - рассказал кандидат технических наук А. Тимофеев и С. Корепанов в статье «На главный маршрут» газеты «Вечерний Свердловск», 23 декабря 1959.
 

 

 

Но денег на штаты конструкторов нет. Председатель облисполкома Николаев летом 1959 года предложил:

 

«Надо подумать над тем, чтобы организовать кольцевой завоз продуктов в столовые, больницы, детские сады и ясли, этим избавиться от услуг десятков кладовщиков, а на высвободившиеся деньги создавать конструкторское бюро СТТУ».
 

 

                                  ФОТО: Ностальгия по Свердловску-34, вид 12, сайт 1723.ru

 

И оно вскоре было создано. Повысились требования к уровню подготовки кадров. Потребовалась молодежь, умеющая читать чертежи, разбираться в электротехнических схемах. Значительно выросло число дипломированных специалистов. Но все же их не хватало, многие инженерно-технические должности занимали практики.

 

 

                   Строительство трамвайной линии на площади Первой Пятилетки, 1963 год

 

Еще в 1954 году коллектив ВРМ приступил к сооружению цеха для ремонта чехословацких вагонов. Вагоны «Татра» были сделаны на современном мировом оборудовании. Их обслуживание, вождение, профосмотр требовали достаточно высокого уровня технической грамотности. В Свердловске изначально капремонт этих вагонов не проводился. Их отправляли в города, где для этого имелось необходимое инженерное обеспечение – в Москву, Нижний Новгород, Ленинград.

 

 

 

В 1957 цех по ремонту трамваев из Чехословакии был принят в 1957 году, но рабочие места для осмотра и ремонта трамваев все равно были в дефиците. Более того, подвижной состав не вмещался на территории депо. Массовые перегонки с улицы на техосмотр отнимали много времени, поэтому пуск в 1959 году первой очереди Северного депо стал радостным и долгожданным событием для трамвайщиков. Парк вагонов в 1960 году в обоих депо насчитывал 313 единиц.

 

 

 Ностальгия по Свердловску-37 из личного архива семьи Волковых, предоставил А.Старцев, 1723.ru

Детский дом в Малом Истоке на Реактивной, 19. На здании портреты Ленина и Сталина, 1962

 
«С 1960 в ВРМ делали плановый, а с 1963 – средний и большой ремонт чехословацких вагонов. «Татры» существенно отличались от привычных для свердловчан рижских и московских вагонов. Они не были приспособлены к эксплуатации в условиях сурового уральского климата. Например, «Татры» не имели отопления салонов, кабина водителя не была отделена от салона», - сообщает книга «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
 

 

            Парад на проспекте Ленина. ФОТО: Ностальгия по Свердловску-34, вид 21, 1723.ru

 

В интервью с корреспондентом газеты «Вечерний Свердловск» начальник СТТУ Михаил Кирильцев, с 1959 по 1965 Свердловск получил более 100 вагонов. В первые годы в город приходили трамваи устаревших образцов -  деревянные серии «Х» из Москвы и Ижевска. В последующие только современные цельнометаллические. Это МТВ-82 из Риги, 2 поезда -КТВ-55, КТП-55 - из Киева и даже двухвагонные на пробную откатку. Основную массу составляли чехословацкие «Татры»: 67 вагонов Т-2, 39 – Т3. Достались свердловчанам из Риги новенькие РВЗ-6. 

 

 

                                           Рижский трамвай РВЗ-6, 1962 год

 

Это позволило свердловчанам избавиться от в конце износившихся вагонов устаревших конструкций. В 1964 году был списан последний вагон дореволюционной постройки серии МВ.

 

Также Михаил Кирильцев рассказал о согласованных с городскими властями решение увеличить трамвайную сеть за семь лет – 1959-1965 годы - почти на 30 километров. Из них Уралмаш должен был проложить у себя 15 км трамвайного пути, ВИЗ – 8,4 км, еще 5 км от Вторчермета до Керамического завода. Планы предусматривали также снятие трамвайного пути с улицы Ленина и замену его троллейбусным маршрутом «Центральный стадион – ВТУЗ-городок».

 

 

                               ФОТО: Ностальгия по Свердловску-34, вид 14, сайт 1723.ru

Большая часть планов была реализована.

 

«За указанную семилетку удалось проложить почти 20 километров новых рельсовых трасс. Реконструировать трамвайное кольцо на конечной станции «ВИЗ», оборудовать здесь на месте тупика возле электростанции кольцо. Был построен второй путь на Сортировке от остановки «Кушвинская» до почты, а затем и до поселка «Семь ключей». Построен и запущен на Уралмаш трамвай №19. Открыт маршрут №20 «ЦПКиО-Шарташ». Трамвайная линия на Уралмаше в 1964 году была продлена до Победы и Кузнецова», -  сообщает книга «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

                                              Аварийная машина ЗИЛ, 1960 год

 

К 1965 году общая протяженность трамвайных путей в Свердловске составила 128,9 км, что позволило перевезти в том году почти 105 миллионов пассажиров.

 

Семилетку СТТУ закончил крупным транспортным предприятием, способным решать не только эксплуатационные, но и проектные, конструкторские, инженерные проблемы. Косвенным признаком высокого уровня свердловских специалистов стало направление в наш город иркутских трамвайщиков. Именно у нас, а не в Москве и Санкт-Петербурге они смогли получить навыки вождения и опыт обслуживания начавших поступать в Иркутск чехословацких вагонов.

 

 

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесь и здесь

 

Материалы из музея ТТУ, книг «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

 

Просмотров: 5216

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...
комментариев
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook