«Зайцы», первые кредитные «Икарусы» и нашествие вандалов. О работе екатеринбургских автобусников в начале 1990-х годов в спецпроекте «Е-транспорт»

С 1993 года объединение автобус перешел в ведение города.

ФОТО: из книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год.
ФОТО: из книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год.

В Екатеринбурге решить проблему жесточайшего дефицита деталей и новых машин в начале 1990-х годов автобусникам помог город. За счет бюджета купили новые германские двигатели для автобусов и оформили кредит на приобретение 300 новых «Икарусов». Своих средств предприятию катастрофически не хватало, а тратить на нужные вещи и без того скудный бюджет мешали «зайцы» и вандалы, которые нещадно кромсали сидения в салонах машин.

 

О том, как выживали екатеринбургские автобусники в начале 1990-х, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».  

 

В 1992 году СПОПАТ №1 посетил только что вступивший в должность мэра Аркадий Чернецкий. Глава города объехал все 4 объекта объединения и переговорил с директором предприятия Виктором Коленовым. Последний рассказал о существующем дефиците новых машин,  запчастях к существующим и поделился планах предприятия по созданию собственного производства, позволяющего восстанавливать и производить детали для автобусов.

 

 

ФОТО: музея ЕМУП МОАП

 

По итогам встречи было решено, что с 1993 года объединение переходит в ведение города и переименовывается в Производственное пассажирское автотранспортное предприятие №1 (ППАП №1).

 

 

ФОТО: ЕМУП МОАП

 

Также для того, чтобы улучшить экологическую обстановку в Екатеринбурге, решено было максимально снизить вредные выбросы от общественного транспорта в атмосферу. Для этого за счет средств бюджета для «Икарусов» купили новые германской двигатели фирмы МАН, а также приобрели подержанные автобусы Volvo и Scania, которые ранее использовались в европейских странах.

 

 

ФОТО: из книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год. 

 

«Екатеринбуржцы немало удивились, когда впервые увидели изящную Scania с необычно открывающимися створками дверей. Попав внутрь, пассажиры обнаружили, что там очень комфортно. В ту пору многие старались сесть именно в эти диковинные машины с мягких ходом и европейским дизайном», -  говориться в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».

 

 

ФОТО: ЕМУП МОАП

 

Этим борьба за экологию и новые машины не ограничилась. Главная ставка делалась на совместный проект со Всемирным банком реконструкции и развития, от которого удалось получить крупный кредит для приобретения 300 автобусов стандарта «Евро-1». Тендер на покупку современных автобусов был назначен на 1995 год. До поставки новых машин в Екатеринбурге были 730 автобусов, в том числе самые изношенные.

 

 

ФОТО: из книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год. 

 

«Тендер выиграл венгерский «Икарус». Икарус 283.10 – так называлась новинка, первые образцы которой в количестве 6 машин поступили в Екатеринбург в январе 1997 года. Оказалось, подобных моделей Венгрия прежде вообще не выпускала. Новая разработка отличалась от привычных всем, начиная от размера и заканчивая дизайном. Так, автобус длиннее на 1,2 метра. На новые машины давали 2 года гарантии или 150 тысяч км пробега. До конца 1997 года город получил еще 162 автобуса этой модели. По венгерской лицензии машины собирали на Курганском автомобильном заводе из готовых комплектов, присланных из Будапешта», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».

 

ФОТО: из книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год. 

 

Новые автобусы горожанам нравились, сидения в них, в отличие от «старых» почти не портили. По словам заместителя директора по эксплуатации парка ППАП №1 Николая Герасимова, во время ТО, которое проводилось примерно раз в три месяца, практически все салоны ЛиАЗов приходилось обшивать заново. Volvo и Scania – порезаны были три-четыре сидения на весь парк машин этих марок.

 

 

 

«Ситуация становится все хуже и хуже. На АТП №4 за десять месяцев 1995 года мы заменили 1800 сидений (70%), а там всего 170 автобусов. Это обошлось в сумму, которой хватило бы на месячный расход запчастей», - отмечал технический директор предприятия Юрий Шелагин.

 

ФОТО: Музея ЕМУП МОАП

 

Однако на кардинальные меры борьбы с таким вандализмом – ставить в салонах железные или пластмассовые сидения – автобусники не решались. Боялись, что из-за этого пассажиры, особенно в холодное время года, могли простудиться. Да и понимали, что «эпидемия испорченных сидений» - временное явление, своего рода реакция на сложившуюся ситуацию в стране.

 

 

ФОТО: Музея ЕМУП МОАП

 

«Положение дел в салонах общественного транспорта – это своеобразный барометр состояния общественного сознания, отражение уровня нравов жителей большого города. Сюда выплескиваются все эмоции, здесь человек предстает во всей своей красе – хорошо ли ему, плохо ли. И именно салоны общественного транспорта первыми приняли на себя эту мощнейшую волну недовольства, которая поднялась в обществе с рождением российского варианта «эпохи первоначального накопления капитала», - говорил Николай Герасимов.

 

 

ФОТО: Музея ЕМУП МОАП

 

Значительно ухудшилась ситуация с безбилетниками. Наименьшее число опять же выявлялось в новых машинах. Так, по словам Герасимова, со Scania снимали 1-2 человек, со старых по 8-9 «зайцев». Получалось, что одна маленькая Scania приносила в три раза больше выручки, чем двойной «Икарус».

 

Проверка билетов на остановке "Техникум связи"

 

В ходе одного из рейдов на остановке «Школа» за три часа контролеры поймали 200 безбилетников. «Зайцы» наносили серьезный урон бюджеты предприятия в середине 1990-х, но и тут автобусники оправдывали екатеринбуржцев.

 

 

ФОТО: из книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год. 

 

«Есть совесть у наших людей. Не надо думать о них плохо. Многих просто жизнь загнала в угол, им деваться некуда. Они стремятся сэкономить хоть на чем-то. Получается, в первую очередь, на общественном транспорте», - отмечает начальник КРО ППАП №1 Надежда Шумарина.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь, здесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь.  

 

При подготовке материала использовались фото и данные книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год, музея ЕМУП МОАП. 

 

 

Просмотров: 2593

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...